Каталог книг

Работа Над Диким Камнем. Масонство И Общество В России XVIII Века

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Масоны в России XVIII века в своем большинстве не были ни искателями высшей истины, ни проектировщиками политического переустройства. Вступление в масонскую ложу было способом индивидуального социального самоутверждения. Вольный каменщик чувствовал себя членом элитарного союза избранных - аристократии духа, призванной своим моральным примером внести упорядоченность в аморфное российское общество. Такую концепцию американский историк Дуглас Смит обосновывает в сравнительном контексте общеевропейской истории масонства. Исследование опирается на разнообразные источники, включая сохранившиеся в архивах подлинные документы российских масонских лож. В книге показана связь между ритуальной стороной масонства и представлениями людей о своем месте в меняющемся обществе, изучены мотивы и проявления масонофобии. Выводы автора дают стимул к переосмыслению взаимоотношений между самодержавной монархией и ее подданными в России эпохи Просвещения.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Олег Платонов Мастера государственной измены Олег Платонов Мастера государственной измены 246 р. ozon.ru В магазин >>
Н.Д. Чечулин Русское провинциальное общество во второй половине XVIII века: Исторический очерк Н.Д. Чечулин Русское провинциальное общество во второй половине XVIII века: Исторический очерк 265 р. ozon.ru В магазин >>
Сысоева Е. Школа в России XVIII - начало XX вв.: власть и общество Сысоева Е. Школа в России XVIII - начало XX вв.: власть и общество 495 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
А.Н. Пыпин Русское масонство. XVIII и первая четверть XIX в. А.Н. Пыпин Русское масонство. XVIII и первая четверть XIX в. 0 р. litres.ru В магазин >>
И. В. Рязанцев Скульптура в России XVIII - начало XIX века И. В. Рязанцев Скульптура в России XVIII - начало XIX века 1100 р. ozon.ru В магазин >>
Георгий Вернадский Русское масонство в царствование Екатерины II Георгий Вернадский Русское масонство в царствование Екатерины II 395 р. ozon.ru В магазин >>
Елена Марасинова Елена Марасинова "Закон" и "гражданин" в России второй половины XVIII века. Очерки истории общественного сознания 659 р. ozon.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Книга Работа над диким камнем

Работа над диким камнем. Масонство и общество в России XVIII века
  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 530 678
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 458 769

Масоны в России XVIII века в своем большинстве не были ни искателями высшей истины, ни проектировщиками политического переустройства. Вступление в масонскую ложу было способом индивидуального социального самоутверждения. Вольный каменщик чувствовал себя членом элитарного союза избранных - аристократии духа, призванной своим моральным примером внести упорядоченность в аморфное российское общество. Такую концепцию американский историк Дуглас Смит обосновывает в сравнительном контексте общеевропейской истории масонства. Исследование опирается на разнообразные источники, включая сохранившиеся в архивах подлинные документы российских масонских лож. В книге показана связь между ритуальной стороной масонства и представлениями людей о своем месте в меняющемся обществе, изучены мотивы и проявления масонофобии. Выводы автора дают стимул к переосмыслению взаимоотношений между самодержавной монархией и ее подданными в России эпохи Просвещения.

Источник:

www.litmir.me

Образ масона - Работа над диким камнем: Масонский орден и русское общество в XVIII веке

Образ масона

Наконец, мы подошли к последнему, но не менее интересному разделу данного реферата, в котором будет дана характеристика образа масона, проанализирована тенденция к проявлению недоверия к ложам, а также приведен ряд свидетельств современников, дававших оценку масонской деятельности.

Начнем, пожалуй, с последнего, а именно с того, как общественное сознание проявлялось по отношению к членам масонских лож и в чем это выражалось. Во-первых, отметим, что неприязнь к ордену зародилась практически в то же время, что и заинтересованность. Содержание масонских канонов с религиозным подтекстом не могло не отразиться на негативных отзывах о ложах со стороны нижних слоев населения. Деятельность масонов, по их мнению, граничила с безбожностью и преступностью. Несомненно, что одним из врагов масонства в России было духовенство. Представители масонских обществ неоднократно предавались анафеме. С другой стороны, многие слои населения не жаловали членов ордена, считая, что они были сподвижниками «немецкой партии», распространившей масонство на территории России и якобы захватившей власть в период правления Анны Иоанновны. Речь идет о так называемой «бироновщине». Масонам приписывалась не только антирелигиозная деятельность, но и ограбление казны, притеснение православной церкви и потворство атеистам и мусульманам. Кроме того, 50-е годы XVIII века ознаменованы появлением антимасонской литературы. Смит выделяет два наиболее заметных текста: «Изъяснение некоторых известных дел проклятого сборища франк-масонского» и «Псалма на обличение франмасонов». Интересно, что в одном из этих текстов масоны именуются не как-нибудь, а прислужниками Сатаны. Литература антимасонской направленности быстро распространялась в обществе, и к концу XVIII века почти каждый грамотный человек был с ней знаком.

Но нападки общественности не остались безответными. Практически сразу масоны отреагировали на них рядом оправдательных текстов. А.П. Сумароков в защиту масонского движения написал песнь «Кто хулит франкмасонов», в которой оправдывает действия каменщиков. В многочисленных промасонских изданиях говорилось о масонстве, как о «народном собрании, где братья - это сыны отечества, посвятившие себя служению всеобщему благу». Но, несмотря на старания масонов хоть как-то повлиять на сложившуюся ситуацию, в обществе прочно укрепился образ масона, как предателя, действовавшего из самых нечистых побуждений. Основной причиной масонофобии в России Смит называет ощущение «чуждости», выразившееся в том, что масонство было иностранным «изобретением» и не соответствовало русскому духу.

Несмотря на то, что с одной стороны государство относилось к масонству вполне терпимо, все же под влиянием общественного мнения масоны теряют свою прежнюю привлекательность. Екатерина II хоть и не считала масонов прислужниками дьявола, однако видела в них мошенников, выманивающих деньги у наивных простаков. Этому императорскому суждению были посвящены три антимасонских комедии, написанные самой императрицей: «Обманщик», «Обольщенный» и «Шаман сибирский». Примечательно, что в персонажах первых двух комедий усматривается один известный в то время обманщик и авантюрист - Калиостро. Более известный как граф Алессандро де Калиостро, он приезжает в Петербург в 1779 году из Митавы и сразу же завоевывает любовь публики благодаря своим спиритическим сеансам, алхимическим опытам и магией. Среди почитателей «таланта» Калиостро, который, кстати сказать, был основателем собственной египетской ложи, был и видный масон И.П. Елагин. Он и его сподвижники интересовались деятельностью Калиостро, считая, что ему доступна тайна Философского камня и Эликсира жизни. Однако вскоре Калиостро был изобличен в шарлатанстве и покинул Россию. С тех пор недоверие к масонству еще больше усилилось, особенно это стало заметно после выхода изобличительного текста о Калиостро, где он изображался мошенником, применявшим силу «закона, магии (таинственной науки) и франмасонства».

После печально известного Калиостро в России были замечены и другие шарлатаны, занимавшиеся подозрительной «магической» деятельностью - И. Маджи, граф Шидловский. Иногда и сами масоны попадались на удочку мошенников. Да и нередко даже влиятельные масоны могли иметь не лучшую репутацию. Как пример можно привести фамилии Новикова и Трубецкого, чьи личности вызывали некоторые сомнения у определенных лиц. Однако все это спорные вопросы, ответы на которые, по-видимому, базировались на личном отношении.

Нелишне будет упомянуть и о таком понятии, как «мартинисты». Хотя этим словом обозначались масоны кружка Новикова, признанного главы ордена в России, все же история мартинистов восходит к другим корням. Это понятие было производным от фамилии французского теософа Луи Клода де Сен-Мартена, который был автором трактата «О заблуждениях и истине, или воззвание человеческого рода к всеобщему началу знания», 1775 года. Трактат, как видно, нес в себе признаки масонского учения и в 80-х годах приобрел большую популярность в России. Мартинизм изначально был совершенно иным в отличие от масонства учением. Особенность его состояла в том, что концепция мартинизма составлялась не только из масонской идеи истины, но и сочетала в себе христианский мистицизм и кабалистическую нумерологию. В общем, это течение несло несколько другие цели. Однако для части российского общества, яростно выступавшего против всяких идеологических нововведений со стороны Запада, мартинисты были тождественны масонам. Более того, российское общество следило за тем, что происходит на Западе, и в частности во Франции. А после начала Великой французской революции, приведшей, как известно, к свержению монархии, отношение к мартинистам и масонам ухудшилось, так как они обвинялись в причастности к организации беспорядков. Члены тайных обществ возбуждали политические подозрения. Смит приводит в пример, как свидетельство недоверия мартинистам, публикацию «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, в которой автор «открыто издевается над мартинистами», видя в них «строгих и бесчувственных аскетов». Сами масоны также относились к мартинистам с некоторой долей боязни, видя в них, возможно, конкуренцию самим себе.

Для разных слоев населения масонская деятельность и трактовалась по-разному. Образованная часть общества видела в них «крамольников, разрушителей власти и вольнодумцев», простые менее образованные жители российских городов и вовсе приравнивали их к «нечистой силе». Дабы оправдаться в умах и глазах общественности, вольные каменщики выпустили две книги, в которых опровергались звучавшие в адрес мартинистов обвинения в намерении разрушить существующий строй, в безбожии и проявлении антиобщественных настроений. Этими книгами были «Нравоучительный катехизис истинных франкмасонов» Лопухина и «Кто может быть добрым гражданином и верным подданным?» Тургенева, 1790-го года. Масоны пытались доказать, что они знают истинный путь к добродетели и спасению, что их просветительская деятельность поможет получить истинное знание, которое и станет проводником в мир мудрости и правды.

Подводя итог сказанному, хочется лишь добавить, что как бы масоны ни воспринимались своими современниками, показателен был тот факт, что членство в ордене было явлением популярным и с каждым годом количество лож разрасталось, приведя к тому, что масонство достигло общероссийских масштабов. Несмотря на то, что у этого движения были недоброжелатели, как, впрочем, у каждого чуждого русскому сознанию нововведения с Запада, были у масонства и верные «подданные», которые искренне верили в то, что это «лекарство» излечит Россию от «душевной» болезни, вернет к жизни справедливое, идеальное во всех смыслах общество, и наступит всеобщее благоденствие.

Источник:

www.studbooks.net

Реферат: Работа над диким камнем: Масонский орден и русское общество в XVIII веке

Работа над диким камнем: Масонский орден и русское общество в XVIII веке

Краткое сожержание материала:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный гуманитарный университет

Факультет архивного дела

Кафедра истории России средневековья и раннего нового времени

Работа над диким камнем: масонский орден и русское общество в XVIII веке

Ст. 2-го курса 1-й группы д/о

Червякова Анна Константиновна

д-р ист. наук, проф.

масонский орден ложа

Глава I. Жизнь в ложах

Глава II. Русское общество в XVIII столетии

Глава III. Убежище добродетели, храм премудрости

Глава IV. Образ масона

Проблема возникновения и распространения такого «модного» в России явления XVIII века, как масонство, освещенная в данном реферате, затрагивает кроме этого и проблематику культурного развития русского общества, которое непосредственно было связано с деятельностью «вольных каменщиков». Реферат базируется на одноименной монографии Д. Смита, который предельно ясно исследовал масонство как культурно-религиозное общественное движение, влиянию которого были подвержены многие слои населения.

Опираясь на строгую последовательность изложения информации в монографии, попробуем кратко изложить историю зарождения масонского движения. Вопрос о возникновении масонства во многом является спорным. Достоверно известно, что начало этому явлению положили средневековые гильдии шотландских каменщиков XVI-XVII вв. Особенность их профессии, заключавшаяся в постоянном перемещении с места на место, обусловила развитие более тесных связей, которые и вылились в появление лож. Поначалу эти ложи, конечно же, не носили никакого ритуально-мистического характера и служили местом проживания каменщиков на время строительства. Со временем в среде этих образований складываются свои обычаи и церемонии, позволявшие изобличить самозванцев в этом ремесле. То есть это объединение изначально служило средством поддержания профессиональных связей. Однако постепенно обычная ремесленная гильдия превратилась в загадочное обширное сообщество. Основоположником лож нового типа считается Уильям Шоу, главный распорядитель работ при шотландском дворе, который разработал специфическую масонскую концепцию и символику. Особую роль в развитии этого движения в XVII веке сыграл поздний Ренессанс. Это выразилось в том, что характерной чертой масонства была тяга к мистике, таинственности и поиску истины. Если сначала членами шотландских лож были исключительно представители рабочего класса, то позднее заинтересованность в этом деле проявляют и люди высшего общества, чего не скажешь об Англии, где масонские ложи были вместилищем только представителей дворянства. Английские ложи впервые увидели свет в середине XVII века. Уже в XVIII столетии Англия становится центром масонства. На ход развития масонства повлияло и раннее Просвещение. На смену одним идеалам, выражавшимся в поисках истины, приходят другие, целью которых было нравственное и интеллектуальное совершенствование. Во второй половине XVIII века масонские ложи распространяются в большинстве стран Европы и вне ее пределов - США, Индии, Турции, Китае, России.

Существует множество мнений относительно значения создания масонских лож в разных странах. Одни видят в ложах лишь основание для воинственных антидемократических выступлений, для других масонские ложи - это цель, при помощи которой возможно достижение всех идеалов цивилизованного общества. Представителем первой точки зрения является французский историк Ф. Фюре, который считает, что ложи пропагандируют «тиранию общества» в искусственной модели демократии. Оппонентом ему выступает американская исследовательница М. Джейкоб, которая, исследуя европейское масонство, говорит о том, что масонская деятельность была направлена на просвещение и преобразование жизни общества.

Таким образом, сравнительно часто термин «масонство» можно увидеть в ряду синонимов слову «Просвещение», что, однако, не дает повода их отождествлять. Несомненно, по словам Смита, существует сходство этих двух терминов. Вернее будет сказать, эти слова взаимосвязаны и одно вытекает из другого. Масонство несет в себе и распространяет в обществе просветительские идеи, которые, в свою очередь, составляют базис масонского учения. Далее мы рассмотрим более детально особенности развития масонского движения в России и то, как оно повлияло на сознание русского общества.

Глава I. Жизнь в ложах

В данной главе речь пойдет об истории развития масонских лож в России, о том, какие слои населения были наиболее заинтересованы в участии в этом движении, а также мы коснемся вопроса практического применения масонских ритуалов и раскроем проблематику созыва данного вида сообществ, цель их образования и морально-нравственные качества, которые были незаменимым источником деятельности лож.

Появление масонства как такового в России связывают еще с именем Петра I, который в своем стремлении европеизировать облик российской общественности привнес ряд нововведений в культурную жизнь россиян. Высшие слои русского общества «учились» жить по-европейски: читали куртуазную литературу, путешествовали, посещали салоны, театры, вступали в масонский орден, что также являлось данью моде и не несло изначально никакой морально-идеологической нагрузки.

Образование первых масонских лож в России относят к первой половине XVIII века, а именно к 30-м или 40-м годам. Их распространение шло стремительно, так как к концу этого же столетия лож существовало уже свыше 140. Несомненно, что это явление приобрело популярность в России благодаря англичанам. Примерной датой рождения масонского движения в России можно считать 1731 год, когда в Лондоне был объявлен Великий мастер России и Германии, должность которого досталась некому капитану Джону Филипсу. Однако это весьма не точные данные, так как существует ряд мнений, указывающих на то, что масонство было привезено в Россию из Европы нашими же соотечественниками, которые вступали в эти ложи заграницей. Подкрепляя эту гипотезу, можно назвать, например, имена таких государственных деятелей, как К.Г. Разумовский и З.Г. Чернышев, которые по возвращению в Россию продолжили масонскую деятельность и в 70-х годах XVIII века вступили в известнейшую петербургскую ложу Девяти Муз. Большую популярность масонство стало приобретать уже в 1750-х годах. Ложи стали появляться во многих городах России. Расцвет масонское движение переживает на протяжении последующих двадцати лет. Вступление на престол Александра I было ознаменовано официальным указом императора 1822 года о закрытии лож. Масонство «покинуло» Россию.

Центром деятельности «вольных каменщиков» был Петербург, но уже к концу 1780-х лидером по количеству лож становится первопрестольная. Примечательно, что это явление довольно-таки быстро распространяется в провинциальных областях Российского государства. Также можно упомянуть и тот факт, что существовали и особые военные ложи, у которых не было определенного место сбора и в основном они возникали во время военных действий и имели своей целью поднять общий дух верности и ответственности. Большинство лож действовало довольно ограниченное время, но часть из них просуществовала больше двадцати лет. Встречи чаще всего проходили в доме одного из членов ордена, коих именовали братьями, чтобы подчеркнуть взаимоподдержку каждого из вступивших и их ответственность перед друг другом. Численность лож разнилась в зависимости от строгости отбора. В основном, количество братьев колебалось с 12 до 50, но и оно было непостоянным.

Говоря непосредственно о сословной составляющей масонского движения в России, чаще всего приходится утверждать, что основой русского масонства было дворянство. При этом есть ряд сведений, который позволяет говорить о достаточном количестве лож, членство в которых было доступно людям самого разного статуса и уровня жизни. Обширная масонская сеть составлялась из гражданских и военных чиновников, философов, купцов, ремесленников и вольноотпущенников. Среди представителей старых знатных фамилий, являвшихся членами масонских орденов, можно назвать ряд такие, как Голицыны, Нарышкины, Салтыковы, Трубецкие, Воронцовы. Наряду с ними, масонскому влиянию были подвержены и представители других известных аристократических семей - братья Панины и Чернышевы, упомянутый ранее К.Г. Разумовский и князь А.Б. Куракин. Таким образом, слой «правящего класса» имел наибольшую численность в среде масонства. Кроме того, большое количество масонов составляли купцы и представители «свободных профессий» - банкиры, юристы, промышленники. Наряду с ними членством в ордене могли похвастаться и люди, занятые в области просвещения, искусства, медицины, религии. Они, конечно, имели гораздо меньшую численность по сравнению с масонами из «высшего общества». Также среди членов ордена присутствовали и выходцы из низших сословий, которые вступали в орден, преследуя более приземленные цели, нежели их собратья «более высокого полета» - завести знакомства в высших кругах. Но о причинах вступления в масонские ордена и об их деятельности и результатах, которые масоны стремились достигнуть, речь пойдет ниже. Продолжая говорить о составе лож, отметим и.

Орден меченосцев, Тевтонский орден, Ливонский орден: происхождение, появление в Прибалтике, борьба против Полоцкого княжества и Великом Княжестве Лито.

Развитие культуры России в XVIII веке: народное творчество, музыка, культура дворянства и просвещение. Русская наука в XVIII веке, М.В. Ломоносов. Сти.

История политического сыска как института по преимуществу внесудебного и незаконного преследования государственных (политических) преступников в XVIII.

Предпосылки развития и главные особенности российской культуры XVIII века. Направления становления сферы просвещения и образования, литературы, архите.

Источник:

www.tnu.in.ua

Дуглас Смит

Работа над диким камнем. Масонство и общество в России XVIII века

Дуглас Смит. Работа над диким камнем: Масонство и общество в России XVIII века

Смит Д. Работа над диким камнем: Масонство и общество в России XVIII века. Авторизованный перевод с англ. Кирилла Осповата и Дарьи Хитровой. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. ISBN 5-86793-478-0

Масоны в России XVIII века в своем большинстве не были ни искателями высшей истины, ни проектировщиками политического переустройства.

Вступление в масонскую ложу было способом индвидуального социального самоутверждения. Вольный каменщик чувствовал себя членом элитарного союза избранных - аристократии духа, призванной своим моральным примером внести упорядоченность в аморфное российское общество. Такую концепцию американский историк Дуглас Смит обосновывает в сравнительном контексте общеевропейской истории масонства. Исследование опирается на разнообразные источники, включая сохранившиеся в архивах подлинные документы российских масонских лож. В книге показана связь между ритуальной стороной масонства и представлениями людей о своем месте в меняющемся обществе, изучены мотивы и проявления масонофобии.

Выводы автора дают стимул к переосмыслению взаимоотношений между самодержавной монархией и ее подданными в России эпохи Просвещения.

Источник:

www.nlobooks.ru

Дуглас Смит

Работа над диким камнем. Масонство и общество в России XVIII века Лучшее. Мировое правительство
  • Как Ротшильды и Рокфеллеры заполучили ФРС
  • Невидимая империя: Новый Мировой Порядок
Лучшее. Вторая мировая
  • Историки: После войны Гитлер бежал в Аргентину
  • Как США спасали сподвижников Гитлера
  • Гитлер на девять лет пережил Сталина?
Лучшее. Россия
  • Центральный банк РФ не принадлежит России!
  • Сталин умер в Тибете?
  • Кто лежит в мавзолее?
Лучшее. Конспирология других стран
  • Интересные факты из истории взаимоотношений сионизма и нацизма
  • Болгарские ученые: инопланетяне среди нас
  • Топ-10 самых цензурируемых в США историй
  • Убийство Кеннеди: знал ли о нем Кастро заранее? ("The Miami Herald", США)

17 См.: Там же. С. 10—12; Riasanovsky N.V. A History of Russia. New York, 1984. P. 294—295. А.И. Серков в своем энциклопедическом словаре указывает 3093 русских масона XVIII века. Все сведения, использованные в настоящем разделе, почерпнуты нами почти исключительно из этой работы.

18 А.И. Серкову удалось установить род занятий 2020 из 3093 масонов. Таким образом, эти 1100 каменщиков составляют приблизительно 35% от общего числа масонов и 54% из тех 2020, о деятельности которых мы имеем какие-либо сведения.

19 См.: LeDonne J. Ruling Russia: Politics and Administration in the Age of Absolutism, 1762—1796. Princeton, 1984. P. 5. К приводимому списку можно добавить такие фамилии, как Чернышевы, Юсуповы, Куракины, Панины и Разумовские.

20 Никита Панин направлял внешнюю политику империи в первые десятилетия екатерининского царствования и был воспитателем наследника Павла Петровича. Его брат Петр руководил подавлением пугачевского бунта в 1773—1774 годах и вместе с Никитой входил в состав Императорского совета. И.Г. Чернышев, вице-президент и затем президент Адмиралтейств-коллегии, сенатор; З.Г. Чернышев был вице-президентом Военной коллегии, фельдмаршалом и генерал-губернатором Полоцкой и Могилевской губерний; К.Г. Разумовский, президент Академии наук, украинский гетман и также фельдмаршал; князь А.Б. Куракин возглавлял 3-ю экспедицию для свидетельствования счетов, при Павле получил должность генерал-прокурора.

21 См.: LeDonne J. Op. cit. P. 14

22 См.: Ibid. О количестве масонов в государственном аппарате и при дворе см. также: Соколовская Т.О. Русское масонство и его значение в истории общественного движения (XVIII и первая четверть XIX столетия). СПб., [1907]. С. 160-166; Вернадский Г.В. Указ. соч. С. 86-90.

23 По самым осторожным подсчетам (если оценивать количество врачей, фармацевтов, учителей, профессоров, музыкантов, актеров, землемеров и т.п., занятых в государственных учреждениях, в 50% от их общего числа), сумма чиновников в русском масонстве возрастет до 1240, или 41% от всего каменщического движения и 61% от числа тех масонов, род занятий которых нам известен.

24 Купцы, юристы, банкиры, владельцы мануфактур, трактиров и книжных лавок составляют почти 17% от 2020 масонов с установленным родом занятий. Вместе с чиновниками эта группа, таким образом, насчитывает 71% из этих 2020 каменщиков.

25 См.: Ransel D.L. The Politics of Catherinian Russia: The Panin Party. New Haven, 1975. P. 111-113, 255-261; Серков A.M. Указ. соч. С. 445-446.

26 См.: Cross A.G. Op.cit. P. 62-64; Серков А.И. Указ. соч. С. 968.

27 Вернадский Г.В. Указ. соч. С. 17; см.: Серков А.И. Указ. соч. С. 968

28 См.: Отдел письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ). Ф. 17. Оп. 2. Д. 406. Л. 5-5 об.

29 См.: Cross A.G. Op. cit. P. 63; Ransel D.L. Op.cit. P. 238; Серков А.И. Указ. соч. С. 968.

30 См.: Вернадский Г.В. Указ. соч. С. 12-13; ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 2. Д. 406. Л. 82.

31 См.: Вернадский Г.В. Указ. соч. С. 13; ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 2. Д. 406. Л. 67-67 об.; Д. 407. Л. 89.

32 Возможно, в Петрозаводске в 1790-х годах также действовала ложа, состоявшая из профессиональных каменщиков. См. об этом: Cross A.G. Op. cit. P. 60—62; Idem. By the Banks of the Neva: Chapters from the Lives and Careers of the British in Eighteenth-Century Russia. Cambridge, 1997. P. 245—246. См. также: Вернадский Г.В. Указ. соч. С. 13; Лонгинов М.Н. Новиков и московские мартинисты. М., 1867. С. 95; Серков А.И. Указ. соч. С. 981. А.И. Серков указывает только одну петрозаводскую ложу 1790-х годов, но, по-видимому, это не та ложа, которую имеет в виду Кросс.

33 [Вегелин И.Ф.] Письмо неизвестного лица о Московском масонстве XVIII века // Русский архив. 1874. Кн. 1. С. 1032. Мы атрибутируем данный текст выпускнику Московского университета, учителю и впоследствии автору популярных учебников И.Ф. Вегелину, основываясь на содержании текста и на данных, почерпнутых из статьи о ложе Трех знамен в перечне «Масонских мастерских XVIII века» Энциклопедического словаря А.И. Серкова. См.: Серков А.И. Указ. соч. С. 167, 957-958.

34 Reinbeck G. Travels from St. Petersburg through Moscow, Grodno, Warsaw, Breslau, etc. to Germany, in the Year 1805 // Collection of Modern and Contemporary Voyages and Travels. Vol. 6. London, 1807. P. 128. Русский перевод приведенной цитаты опубликован в: Пыпин А.Н. Русское масонство XVIII и первая четверть XIX в. Пг., 1916. С. 538.

35 Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 147. №5. (М. 1882). Л. 47-48.

36 Серков А.И. Указ. соч. С. 950-951, 686.

37 Изучение адоптивных лож начала Дж.М. Берк; см: Burke J.M. Freemasonry, Friendship and Noblewomen: The Role of the Secret Society in Bringing Enligtenment to Pre-Revolutionary Women Elites // History of European Ideas. 1989. Vol. 10. № 3. P. 283—293; Burke J.M. French Women Freemasons into the Age of Charity (доклад, прочитанный на ежегодном съезде Американской исторической ассоциации в январе 1998 г. в Сиэтле); Burke J.M., Jacob M.C. French Freemasonry, Women, and Feminist Scholarship // Journal of Modern History. 1996. Vol. 68. September. P. 513—549. См. также превосходные наблюдения М. Джейкоб: Jacob M.C. Freemasonry, Wоmen, and the Paradox of the Enlightenment // Jacob M.C. Living the Enlightment: Freemasonry and Politics in Eighteenth-Century Europe. New York, 1991. Более скептическую оценку женского масонства см. в: Goodman D. The Republic of Letters: A Cultural History of the French Enlightenment. Ithaca, N.Y., 1994. P. 253-259.

38 См.: Серков А.И. Указ. соч. С. 944, 947—948, 950. А.И. Серков допускает неточность, называя адоптивную ложу в Митаве ложей Трех венчанных мечей (так именовалась братская «мужская» ложа) и датируя ее основание весной 1780 года. Настоящее название ложи и время ее учреждения можно определить по диплому, выданному 27 мая 1779 году Великим мастером Калиостро Агнессе Элизабете де Медем (sic) и удостоверявшему ее посвящение в степень шотландской «мастерицы» (см.: Центр хранения историко-документальных коллекций (ЦХИДК [в 1999 году присоединен к Российскому государственному военному архиву. — Примеч. ред.]). Ф. 1412. Oп. 1. Д. 5299). О пребывании Калиостро в Курляндии см.: Зотов В. Калиостро, его жизнь и пребывание в России // Русская старина. 1875. № 1. С 59—63. Очерк жизни Калиостро см. в: Gervaso R. Cagliostro: A Biography. London, 1974.

39 См.: Гейкинг К.Г. Воспоминания сенатора барона Карла Гейкинга // Русская старина. 1897. № 9. С. 532—535. Переписку варшавской ложи Екатерины к Северной звезде, в которой состоял Гейкинг, с берлинской ложей Royal York de l'Amitie можно найти в: ЦХИДК. Ф. 1412. Oп. 1. Д. 4860.

Источник:

allconspirology.org

Работа Над Диким Камнем. Масонство И Общество В России XVIII Века в городе Саратов

В нашем интернет каталоге вы всегда сможете найти Работа Над Диким Камнем. Масонство И Общество В России XVIII Века по разумной стоимости, сравнить цены, а также изучить похожие книги в категории Наука и образование. Ознакомиться с параметрами, ценами и обзорами товара. Доставка товара производится в любой город РФ, например: Саратов, Владивосток, Иркутск.