Каталог книг

Ярская-Смирнова Е. Создание Академического Текста

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Ярская-Смирнова Е. Создание академического текста Ярская-Смирнова Е. Создание академического текста 238 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Ярская В.. Ярская-Смирнова Е. Власть времени: социальные границы памяти Ярская В.. Ярская-Смирнова Е. Власть времени: социальные границы памяти 212 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Ярская-Смирнова Е., Антонова Е. (ред.) Социальная политика и мир детства в современной России Ярская-Смирнова Е., Антонова Е. (ред.) Социальная политика и мир детства в современной России 238 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Романов П., Ярская-Смирнова Е. Методы прикладных социальных исследований Романов П., Ярская-Смирнова Е. Методы прикладных социальных исследований 159 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Ярская-Смирнова Е., Романов П. Публичная сфера: теория, методология, кейс стади. Коллективная монография Ярская-Смирнова Е., Романов П. Публичная сфера: теория, методология, кейс стади. Коллективная монография 291 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Романов П. , Ярская-Смирнова Е. (ред.) Антропология профессий: границы занятости в эпоху нестабильности Романов П. , Ярская-Смирнова Е. (ред.) Антропология профессий: границы занятости в эпоху нестабильности 238 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Ярская-Смирнова Е. (ред.) Образы социальной работы: социокультурная рефлексия Ярская-Смирнова Е. (ред.) Образы социальной работы: социокультурная рефлексия 238 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Ярская-Смирнова Е

Ярская-Смирнова Е. Создание академического текста

Новый сайт Ассоциации был создан благодаря поддержке Владимира Александровича ЯДОВА. Как и всегда –

Поздравляем Елену Ростиславовну с выходом новой книги!

Сегодня в России формирование навыков специализированной письменной речи все чаще становится отдельной педагогической задачей в различных образовательных программах университетов, колледжей и школ, все больше преподавателей понимают важность развития в учебном процессе умений, необходимых для создания академического текста. Учебное пособие основано на многолетнем авторском опыте и представляет собой систему методических разработок различного уровня сложности, которую можно использовать целиком как основу спецкурса или по частям – для решения отдельных задач в преподавании разных дисциплин. Несмотря на то, что книга адресована прежде всего студентам, изучающим социологию, социальную работу, социальную политику, а также преподавателям соответствующих факультетов, она может быть полезна и участникам иных образовательных программ (данная информация была опубликована здесь).

Организация академической работы…………………………….……

Как распланировать время. Как начать писать текст.

Как называть файлы. Навыки электронной

академической коммуникации. Академическое чтение

Академическое письмо: жанры и научный язык…….…….….

Академические и неакадемические тексты. Жанры:

первичные и вторичные, научные, научно-популярные,

учебно-методические. Научный дискурс

Особенности композиции предложения в академическом

тексте. Понятие научного стиля. Лексика и грамматика

научного стиля. Речевые ошибки. Редактирование.

Структура академического текста……………………………….……….

Композиция абзаца. Композиция всего текста.

Аннотация, тезисы. Введение. Актуальность. Цели.

Гипотезы. Чем завершить научный текст. Выражение

признательности. Что помещать в приложение

Синопсис, или Обоснование

выбранной темы исследования…………………………….……………

Аннотация. Обоснование актуальности. Исследовательский

вопрос. Цель. Задачи. Краткий обзор источников. Методы.

Критерии проверки синопсиса

Раздел, содержащий обзор источников……………………………..

Знание источников как часть академической культуры.

Конспектирование. Аннотирование. Пересказ и парафраз.

Группировка источников. Структура раздела.

Раздел, содержащий программу исследования..……………. …

Структура раздела. Аннотация. Концептуализация

и операционализация ключевых понятий исследования. Проект

(модель) выборки. Характеристика и обоснование применяемых

методов и приемов сбора первичной информации. Этические

стороны исследования. Характеристики пилотажа. Характер

данных. Список использованных в этом разделе источников

Оформление академического текста…………………………..…..….

Оформление файла. Плагиат. Оформление ссылок на

публикации. Типы ссылок. Оформление сносок. Типы

библиографических списков. Офрмление списка источников.

Оформление цитат из интервью и ссылок на информанта.

Написание отчета по эмпирическому исследованию…….……

Структура отчета. Анализ и интерпретация полученных

данных. Практические рекомендации. Выводы. Приложение

Задачи рецензирования. Peer Review.

Рецензия на статью. Рецензия на книгу

Устная презентация, дискуссия……………………………….…………..

Структура и правила эффективной презентации.

Порядок и условия успешного выступления

Список рекомендуемых источников………………………………..….

Источник:

www.sociologists.spb.ru

404 ошибка - страница не найдена

Получите скидку!

Скидка 25% на первый заказ от 5 000 рублей + бонусные баллы!

Скидка 25% по промо-коду предоставляется только на первый заказ новым и зарегистрированным пользователям.

Минимальная сумма заказа - 5 000 рублей.

Действует до: 31 января 2018 г.

Скидка 5% для зарегистрированных пользователей при заказе от 500 рублей!

Действует до: 31 января 2018 г.

Скидка 7% на первый заказ при покупке от 1 000 рублей + бонусные баллы!

Скидка 7% по промо-коду предоставляется только на первый заказ новым и зарегистрированным пользователям.

Минимальная стоимость заказа = 1 000 рублей.

За каждый выкупленный заказ, а также за определенные действия вы получаете на свой счет бонусные баллы. 1 балл = 1 рубль

Действует до: 31 января 2018 г.

Скидка 10% на первый заказ при покупке от 2 000 рублей + бонусные баллы!

Скидка 10% по промо-коду предоставляется только на первый заказ новым и зарегистрированным пользователям.

Минимальная стоимость заказа = 2 000 рублей.

За каждый выкупленный заказ, а также за определенные действия вы получаете на свой счет бонусные баллы. 1 балл = 1 рубль.

Действует до: 31 января 2018 г.

Скидка на заказ

Помогаем педагогам школы и детского сада! Скидки 25%!

Акция доступна для всех клиентов интернет-магазина "УчМаг". Акция распространяется на определённую группу товаров.

Действует до: 26 января 2018 г.

Скидка на заказ

Вы готовы к праздникам? Скидка до 30%!

Акция доступна для всех клиентов интернет-магазина "УчМаг". Акция распространяется на определённую группу товаров.

Действует до: 11 марта 2018 г.

Скидка на заказ

Новогодняя распродажа! Скидки 50%!

Акция доступна для всех клиентов интернет-магазина "УчМаг". Акция распространяется на определённую группу товаров.

Действует до: 31 января 2018 г.

Скидка на заказ

Одежда и аксессуары на осень - зиму 2017!

Ввод промокода не требуется.

Действует до: 31 января 2018 г.

Скидки до 70%!

ТРЕНД КУРС со скидками до 70%!

Ввод промо-кода не требуется!

Используйте фильтр "по скидке" для того, чтобы найти самые выгодные скидки раздела!

Действует до: 28 января 2018 г.

Лучшие акции!

Лучшие акции от Wildberries в одном месте!

Акции могут закончится раньше времени по решению интернет-магазина.

Скидка распространяется только на товары, участвующие в акциях.

Действует до: 28 января 2018 г.

Деньги в подарок

500 рублей на шопинг!

Необходимо подписаться на новости.

Действует до: 28 января 2018 г.

Скидки до 60%!

Выбор стилиста для детей со скидками до 60%!

Выбор стилиста для детей со скидками до 60%!

Без ввода промокода.

Скидка распространяется только на товары из данного раздела.

Действует до: 28 января 2018 г.

Скидки до 70%!

Выбор стилиста для женщин со скидками до 70%!

Выбор стилиста для женщин со скидками до 70%!

Без ввода промокода.

Скидка распространяется только на товары из данного раздела.

Действует до: 28 января 2018 г.

Скидки до 70%!

Выбор стилиста для мужчин со скидками до 70%!

Выбор стилиста для мужчин со скидками до 60%!

Без ввода промокода. Предложение ограничено. скидка распространяется только на товары из данного раздела.

Действует до: 28 января 2018 г.

Спецпредложение

Новинки книг по супер цене!

Ввод промокода не требуется.

Действует до: 31 января 2018 г.

Спецпредложение

Книжные бестселлеры по супер цене!

Ввод промокода не требуется.

Действует до: 31 января 2018 г.

Спецпредложение

Книга – лучший подарок!

Ввод промокода не требуется.

Детали на странице акции.

Действует до: 31 января 2018 г.

Спецпредложение

Аудиокниги – любимые произведения в дороге, на отдыхе и за рулём по супер цене!

Ввод промокода не требуется.

Действует до: 31 января 2018 г.

Скидка на заказ

Дополнительные детали на странице акции.

Действует до: 31 января 2018 г.

Скидка на заказ

Дополнительные детали на странице акции.

Действует до: 31 января 2018 г.

Скидка на заказ

Дополнительные детали на странице акции.

Действует до: 31 января 2018 г.

Скидка на заказ

Лучшие из лучших!

Дополнительные детали на странице акции.

Действует до: 31 января 2018 г.

Спецпредложение

Дополнительные детали на странице акции.

Действует до: 31 января 2018 г.

Подарок к заказу

В самом первом письме — две книги в подарок!

Детали на странице акции.

Действует до: 31 января 2018 г.

Скидки до 15%

Книжная эволюция! Скидка до 15%!

Чтение из одноклеточного сделало человека. Каждый пользователь получает скидку 5% сразу после регистрации. Скидка эволюционирует вместе с вами и зависит от суммы, потраченной в нашем магазине. Максимальная личная скидка 15%. Промо-коды на странице.

Действует до: 31 января 2018 г.

Скидки до 50%

Скидка по книжной эволюции суммируется со скидками по акциям. Общая скидка от 5% до 50%.

Действует до: 31 января 2018 г.

Плюс 5% за большой заказ!

За заказ от 10 000 к сумме скидок по эволюции и акции вы получите еще 5%. Общая скидка не больше 50%.

Действует до: 31 января 2018 г.

Скидки до 50%

Акции недели! Скидки до 50%!

Действует до: 31 января 2018 г.

Скидка до 35%!

Праздничными скидки до 35%!

Детали на странице акции.

Действует до: 14 января 2018 г.

Спецпредложение

Лучшие книги 2017 года!

Дополнительные детали на странице акции.

Действует до: 20 января 2018 г.

Бонусы в подарок

Дарим бонусы за рекомендацию

Дополнительные детали на странице акции.

Действует до: 28 февраля 2018 г.

Скидка -50% на все!

Ввод промокода не требуется

Действует до: 15 января 2018 г.

Скидка до 40%!

Скидка до 40% на лучшие аудиокниги МИФа!

Аудиокнига «Будь лучшей версией себя» в подарок за подписку.

Источник:

biblioteka.net.ru

Учитесь создавать академические тексты

Учитесь создавать академические тексты

Сегодня в России формирование навыков специализированной письменной речи все чаще становится отдельной педагогической задачей в различных образовательных программах университетов, колледжей и школ, все больше преподавателей понимают важность развития в учебном процессе умений, необходимых для создания академического текста. Учебное пособие основано на многолетнем авторском опыте и представляет собой систему методических разработок различного уровня сложности, которую можно использовать целиком как основу спецкурса или по частям – для решения отдельных задач в преподавании разных дисциплин. Несмотря на то, что книга адресована прежде всего студентам, изучающим социологию, социальную работу, социальную политику, а также преподавателям соответствующих факультетов, она может быть полезна и участникам иных образовательных программ (данная информация была опубликована здесь).

Организация академической работы…………………………….……

Как распланировать время. Как начать писать текст. Как называть файлы. Навыки электронной академической коммуникации. Академическое чтение

Академическое письмо: жанры и научный язык…….…….….

Академические и неакадемические тексты. Жанры: первичные и вторичные, научные, научно-популярные, учебно-методические. Научный дискурс

Особенности композиции предложения в академическом тексте. Понятие научного стиля. Лексика и грамматика научного стиля. Речевые ошибки. Редактирование.

Структура академического текста……………………………….……….

Композиция абзаца. Композиция всего текста. Аннотация, тезисы. Введение. Актуальность. Цели. Гипотезы. Чем завершить научный текст. Выражение

признательности. Что помещать в приложение

Синопсис, или Обоснование выбранной темы исследования…………………………….

Аннотация. Обоснование актуальности. Исследовательский вопрос. Цель. Задачи. Краткий обзор источников. Методы. Критерии проверки синопсиса

Раздел, содержащий обзор источников……………………………..

Знание источников как часть академической культуры. Конспектирование. Аннотирование. Пересказ и парафраз. Группировка источников. Структура раздела.

Раздел, содержащий программу исследования..……………. …

Структура раздела. Аннотация. Концептуализация

и операционализация ключевых понятий исследования. Проект (модель) выборки. Характеристика и обоснование применяемых методов и приемов сбора первичной информации. Этические стороны исследования. Характеристики пилотажа. Характер

данных. Список использованных в этом разделе источников

Оформление академического текста…………………………..…..….

Оформление файла. Плагиат. Оформление ссылок на публикации. Типы ссылок. Оформление сносок. Типы библиографических списков. Офрмление списка источников.

Оформление цитат из интервью и ссылок на информанта. Оформление заголовка

Написание отчета по эмпирическому исследованию…….……

Структура отчета. Анализ и интерпретация полученных данных. Практические рекомендации. Выводы. Приложение

Задачи рецензирования. Peer Review. Рецензия на статью. Рецензия на книгу

Устная презентация, дискуссия……………………………….…………..

Структура и правила эффективной презентации. Порядок и условия успешного выступления

Список рекомендуемых источников………………………………..….

Приложение. Программа дисциплины

Поздравляю Елену Ярскую-Смирнову с выходом книги «Создание академического текста: учебное пособие для студентов и преподавателей вузов». По себе знаю, насколько полезен этот курс. Когда я учился в американском колледже, то изучал в течении семестра или двух курс Academic Writing (Как писать научные тексты). С тех пор я пишу только так, как нас учили. Я не умею писать текст, не имея его заголовка, не составив план, не выделив параграфы и подпараграфы, не определив заранее объем всего текста и размеры всех его элементов. Особенно ценным разделом курса являются правила аргументации своих положений. Конечно, в процессе написания статьи, тем более – книги, многое приходится уточнять, но тогда уже точно знаешь, почему и какие надо сделать уточнения. Думаю, все студенты, обучающиеся на всех факультетах университетов, должны освоить этот курс. Затраченные усилия многократно оправдаются.

Борис Докторов, автор десятка книг и сотен статей/

Источник:

www.cogita.ru

Создание академического текста - OA Lib

Ярская-Смирнова Е. Создание академического текста

Матеріали сайту доступні лише співробітникам та студентам НаУ "Острозька академія".

Автор(и): Ярская-Смирнова Е.

Місто : Видавництво: М. : Вариант

Рік видання: 2013

Сегодня в России формирование навыков специализированной письменной речи все чаще становится отдельной педагогической задачей в различных образовательных программах университетов, колледжей и школ, все больше преподавателей понимают важность развития в учебном процессе умений, необходимых для создания академического текста. Учебное пособие основано на многолетнем авторском опыте и представляет собой систему методических разработок различного уровня сложности, которую можно использовать целиком как основу спецкурса или по частям – для решения отдельных задач в преподавании разных дисциплин. Несмотря на то, что книга адресована прежде всего студентам, изучающим социологию, социальную работу, социальную политику, а также преподавателям соответствующих факультетов, она может быть полезна и участникам иных образовательных программ.

У закладках користувачів: nazarii.chernikhovskyi@oa.edu.ua

© 2018 - Усі права захищено. OA Lib.

Розробка проекту - Відділ інформаційних технологій наукової бібліотеки НаУ "ОА". Клебан Юрій

Источник:

litpro2.oa.edu.ua

Елена Ярская-Смирнова СОЗДАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕКСТА Рекомендовано федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессио

«Елена Ярская-Смирнова СОЗДАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕКСТА Рекомендовано федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования . » ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Рекомендовано федеральным государственным бюджетным

образовательным учреждением высшего профессионального

образования «Санкт-Петербургский государственный университет» в качестве учебного пособия по дисциплине

«Создание академического текста» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки 040100 «Социология» и 040400 «Социальная работа»

Москва ББК 7 УДК 37 378:00 Я 77

профессор И.А. Григорьева профессор В.К. Антонова

Я 77 Ярская-Смирнова Е. Создание академического текста:

учеб. пособие для студентов и преподавателей вузов.

М.: ООО «Вариант»: ЦСПГИ, 2013. 156 с.

ISBN 978-5-903360-86Сегодня в России формирование навыков специализированной письменной речи все чаще становится отдельной педагогической задачей в различных образовательных программах университетов, колледжей и школ, все больше преподавателей понимают важность развития в учебном процессе умений, необходимых для создания академического текста. Учебное пособие основано на многолетнем авторском опыте и представляет собой систему методических разработок различного уровня сложности, которую можно использовать целиком как основу спецкурса или по частям – для решения отдельных задач в преподавании разных дисциплин. Несмотря на то, что книга адресована прежде всего студентам, изучающим социологию, социальную работу, социальную политику, а также преподавателям соответствующих факультетов, она может быть полезна и участникам иных образовательных программ.

ISBN 978-5-903360-86-4 © Е. Ярская-Смирнова, 2013 © ЦСПГИ, 2013 © ООО «Вариант», 2013 2

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………..………………….……….. 5 Организация академической работы…………………………….…… Как распланировать время. Как начать писать текст.

Как называть файлы. Навыки электронной академической коммуникации. Академическое чтение Академическое письмо: жанры и научный язык…….…….….

Академические и неакадемические тексты. Жанры:

первичные и вторичные, научные, научно-популярные, учебно-методические. Научный дискурс Научный стиль…………………………………………………………………….…. 2 Особенности композиции предложения в академическом тексте. Понятие научного стиля. Лексика и грамматика научного стиля. Речевые ошибки. Редактирование.

Нондискриминационный язык Структура академического текста……………………………….………. 33 Композиция абзаца. Композиция всего текста.

Аннотация, тезисы. Введение. Актуальность. Цели.

Гипотезы. Чем завершить научный текст. Выражение признательности. Что помещать в приложение Синопсис, или Обоснование выбранной темы исследования…………………………….…………… 5 Аннотация. Обоснование актуальности. Исследовательский вопрос. Цель. Задачи. Краткий обзор источников. Методы.

Критерии проверки синопсиса Раздел, содержащий обзор источников……………………………..

Знание источников как часть академической культуры.

Конспектирование. Аннотирование. Пересказ и парафраз.

Группировка источников. Структура раздела.

Собственное мнение Раздел, содержащий программу исследования..……………. … 77 Структура раздела. Аннотация. Концептуализация и операционализация ключевых понятий исследования. Проект (модель) выборки. Характеристика и обоснование применяемых методов и приемов сбора первичной информации. Этические стороны исследования. Характеристики пилотажа. Характер данных. Список использованных в этом разделе источников Оформление академического текста…………………………..…..….

Оформление файла. Плагиат. Оформление ссылок на публикации. Типы ссылок. Оформление сносок. Типы библиографических списков. Офрмление списка источников.

Оформление цитат из интервью и ссылок на информанта.

Оформление заголовка Написание отчета по эмпирическому исследованию…….…… 93 Структура отчета. Анализ и интерпретация полученных данных. Практические рекомендации. Выводы. Приложение Рецензирование текста…………………………………………..……………..

Задачи рецензирования. Peer Review.

Рецензия на статью. Рецензия на книгу Устная презентация, дискуссия……………………………….………….. 109 Структура и правила эффективной презентации.

Порядок и условия успешного выступления Заключение………………………………………………………….………………… 115 Список рекомендуемых источников………………………………..…. 117 Приложение. Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар»………….….……………… 119

Для чего нужны навыки академического письма студентам? В процессе учебы — для подготовки эссе, курсо вых работ, выступлений, написания выпускной работы (магистерской диссертации). В профессиональной жизни — для написания зая вок, отчетов, прессрелизов, подготовки выступлений. В любом случае — для тренировки внимания, дисциплины ума, логики. Это учебное пособие основано на моем многолетнем опыте собственной научной деятельности, редакторской работы в Журнале исследований социальной политики, а также преподавания – вначале в Саратовском государственном техническом университете, а затем в Москве в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики». Курс «Создание академического текста» мы с коллегами решили ввести в учебный план с 2005 г., после того, как я приняла участие в качестве эксперта в Школе молодого автора под руководством главного редактора журнала «Вестник Евразии»

С.А. Панарина. Уже тогда существовало несколько очень полезных изданий, например, книги В.В. Радаева «Как организовать и представить исследовательский проект», В.Н. Ярской «Методология диссертационного исследования» и некоторые другие. Но многие задачи нам с коллегами и студентами нужно было осмыслить и разработать заново. Поскольку я вела предмет «Создание академического текста» у старшекурсников, магистрантов, аспирантов, мы могли не останавливаться подробно на элементарных правилах, а больше времени уделять навыкам обзора теоретических источников в целях подготовки дипломной работы. Однако с некоторыми учащимися приходилось обсуждать и отрабатывать азы научного стиля, вот почему в этой методической копилке можно найти материалы разного уровня сложности.

Многочисленные и разнообразные письменные задания мне помогали проверять аспиранты, с которыми мы вместе вели семинарские занятия с упражнениями-практикумами. Вскоре аспиранты стали преподавателями и в своих курсах применяли разработанные методики, усовершенствовали их и создавали новые. Я выражаю признательность В.Н. Ярской, П.В. Романову, Н.Н. Рычковой за важные рекомендации по составлению этого учебного пособия. Другим моим коллегам, аспирантам и студентам я благодарна за советы и критику, пройденные совместно испытания и приобретенный благодаря этому бесценный опыт. Многие студенты и аспиранты, прослушавшие курс, преуспели в освоении навыков рецензирования книг и подготовки статей, опубликовались в научных изданиях. На основе выполненных в рамках курса заданий они готовили разделы своих выпускных работ и диссертаций.

Надеюсь, что содержащиеся в этом учебном пособии материалы пригодятся студентам и преподавателям. Их можно использовать в разной последовательности в зависимости от учебных задач, достраивать собственными разработками и примерами. В качестве примера в приложении приведена рабочая программа Научно-исследовательского семинара, распланированная на два учебных года. В рамках этой дисциплины не просто формируются навыки академического письма:

студенты готовят соответствующие разделы своих магистерских диссертаций, применяют их на практике. Несмотря на то, что это учебное пособие адресовано прежде всего студентам, изучающим социологию, социальную работу, социальную политику, а также преподавателям соответствующих факультетов, оно может быть полезно и участникам иных образовательных программ.

Для того чтобы освоить навыки академического письма, необходимо постоянно читать научную литературу и обсуждать тексты, а также знать основные принципы работы в текстовом редакторе Word. Вначале мы поговорим об основных правилах чтения, написания и устной презентации академических текстов, которые необходимы при подготовке эссе и курсовой работы, выпускной квалификационной (дипломной) работы или магистерской диссертации, научной публикации, научного отчета. Затем обсудим процесс создания текста, основные приемы работы с источниками и некоторые наиболее распространенные ошибки, возникающие при подготовке и презентации академического текста, рассмотрим правила оформления письменной работы и приемы устного выступления. После этого перейдем к некоторым приемам составления литературного обзора, или обзора источников, программе исследования, оформлению письменного текста и презентации.

ОРГАНИЗАЦИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Как распланировать время Каждый человек, занятый учебой или наукой, поразному распределяет время и организует условия для работы. Кроме того, у каждого автора бывают совершенно разные задачи, которые определяются жанром, объемом, сроками и другими параметрами. Некоторые виды текста пишутся легче, чем другие. Чтобы создать большую исследовательскую статью или курсовую работу объемом 40 тыс. знаков с пробелами, или 8 тыс. слов, вам может потребоваться около трех месяцев.

Крупное эссе с обзором источников объемом 5 тыс. слов может занять у вас более месяца. Над эссе объемом 2–3 тыс. слов придется трудиться не менее двух недель.

Эрнест Хемингуэй в среднем писал по 700–800 слов ежедневно, а когда однажды получилось только 208 слов, он пометил в дневнике: «Писал срочные деловые письма». В век интенсивной электронной коммуникации мы порой тратим большую часть времени на переписку, а на учебные и научные тексты времени не хватает. Зная это, стоит наметить себе несколько «дедлайнов»1, т.е. сроков сдачи отдельных подготовительных этапов работы над заданием, распланировать время как можно более равномерно.

6 Есть одно золотое правило: любой текст можно улучшить, если вернуться к нему спустя какое-то время и посмотреть на него свежим взглядом. Говорят, что Айзек Азимов откладывал свои готовые романы не менее чем на год, чтобы затем вернуться и усовершенствовать текст. И хотя студентам такая практика противопоказана, те, кто отправляет работу на проверку, едва закончив ее, делают большую ошибку. Рекомендуется заканчивать черновую версию текста по крайней мере за пару дней до крайнего срока сдачи. Нужно хорошенько отдохнуть, обязательно размяться, прогуляться и выспаться, сменить вид деятельности, чтобы, вернувшись к тексту, найти и исправить множество опечаток, отредактировать стиль, понять и дописать что-то важное, благодаря чему работа станет смотреться более выигрышно.

Вместе с тем не забывайте о том, что «лучшее — враг хорошего». Поэтому в какой-то момент нужно остановиться в редактировании, завершить и сдать работу, особенно если сроки вышли.

Как начать писать текст Как, зачем и о чем писать? Ведь ни для кого не секрет, что существует практика платных и бесплатных «публикаций ради публикации», ради отчета. Представим себе, что мы собираемся писать не «для галочки» в зачетке, а для читателя.

С чего начать — с выбора темы и формулировки названия, с набрасывания примерной структуры текста или с сочинения самой первой фразы?

Многие студенты испытывают трудности перед чистым листком бумаги или пустой страницей файла. Говард Беккер рассказывает в своей книге1, что на первом занятии по академическому письму он попросил студентов рассказать, как они организуют процесс своей работы. Выяснилось, что этот процесс окружен множеством ритуалов и суеверий, совсем как у абориBecker H. Writing for Social Scientists: How to Start and Finish Your Thesis, Book, or Article. Chicago: University of Chicago Press, 1986.

генов Тробриандовых островов, описанных антропологом Брониславом Малиновским. Опытные мореплаватели и прекрасные строители лодок, они окружали процесс изготовления каждого судна и отправки его в путь специальными магическими действиями, поскольку не были уверены в том, как поведет себя морская стихия. Студенты же рассказали Беккеру, что, прежде чем сесть за работу над текстом, одни затевали уборку в комнате, другие принимались точить карандаши. Начинающие авторы, как и тробрианцы, далеко не полностью уверены в своем успехе — ведь выполнение учебных заданий и написание научного текста будет критически оцениваться, и не адресатами личных писем (друзьями или членами семьи), а преподавателем или коллегами.

Проблема может быть еще и в том, что начинающие авторы слишком строго судят себя сами, опасаясь, что напишут что-то не так, переживая, что заранее не знают, что именно следует написать. Для того чтобы облегчить начало работы, представьте себя последовательно в разных ролях — творца и редактора — и ни в коем случае не допускайте «редактора» к своему тексту до того, как набросаете идеи. Это можно делать как в виде схемы — когнитивной, или ментальной, карты, — так и в виде линейной последовательности позиций. После того, как набросаете ваш экспресс-план, посмотрите ключевые источники по теме задания — возможно, вам удастся сделать красивые логические связи и развить свои мысли, опираясь на идущие сегодня дискуссии или же на авторитетные идеи классиков, не потерявшие своей актуальности. Только после этого — а желательно выдержав некоторую паузу — можно возвращаться к тексту, чтобы плавно и последовательно выстраивать четкую логику, насыщать его связками и аргументами.

Как называть файлы Многим преподавателям знакомы излюбленные имена файлов, присылаемых студентами: «эссе», «курсовик Романову», «статья», «диплом» и даже «Документ1». Если условиями образовательной программы не предусмотрена анонимность 8 при проверке работ, то файлы необходимо называть своей фамилией и темой изучаемой дисциплины. Если же работа должна быть предоставлена анонимно, то название файла все равно делается идентифицируемым. Чтобы сделать такое название, нужно использовать свою фамилию и название дисциплины или задания, например: СидоровИсторияСоциологии.doc. Название файла можно сделать как кириллицей, так и латиницей, однако если вы присылаете RAR- или ZIP-архив, то все файлы, как и сам архив, должны быть названы латиницей. Избегайте точек, подчеркиваний и других знаков в названии файла.

Чтобы у вас в компьютере не создавался хаос из множества похожим образом названных документов, заведите себе папки с названиями предметов, а в названия файлов еще можно включать сокращенное имя дисциплины и номер задания, например: IvanovaPubSphereAssign1.doc Внутри файла текст должен начинаться с указания авторства и названия задания. Иными словами, несмотря на то, что вы указали фамилию в названии файла, необходимо указать ее и в содержании выполненного задания.

Если у вас установлена новейшая программа редактирования текста, задайте преподавателю вопрос о совместимости ваших программ или на всякий случай запишите файл в более ранней и наиболее совместимой версии редактора Word.

Навыки электронной академической коммуникации Если ваш адрес электронной почты не удовлетворяет принципам публичной официальной дистанции, т.е. не содержит вашу фамилию, а включает лишь слоги, цифры или прозвища, то необходимо поскорее завести себе официальный адрес для коммуникации в академической среде, который обязательно включает фамилию, нередко также и имя.

Начинайте сообщение преподавателю с любезного формального обращения: «Здравствуйте, уважаемый Александр Петрович», а в конце добавьте: «Спасибо, с уважением, … (подпись)» или же организуйте в настройках автоматическое вежливое завершение письма.

Не забывайте о золотых правилах вежливости. Слова «пожалуйста», «заранее благодарю», «спасибо», «извините за беспокойство» почему-то некоторым студентам и аспирантам не знакомы. Между тем, если вы просите преподавателя посмотреть вашу работу или дать вам какой-то совет, следует превозмочь эти небольшие трудности и сформулировать свою просьбу достойно. А при получении совета или замечаний и рекомендаций по работе с текстом необходимо поблагодарить своего руководителя, консультанта или редактора.

Если вы посылаете тезисы доклада, заявку на участие в конференции или статью на рассмотрение в редакцию журнала, то внимательно изучите правила подачи материала — нередко там предложен особый формат названий файла. Обязательно составьте вежливое обращение, не посылайте пустое письмо с присоединенным файлом, т.к. это будет расцениваться как нарушение конвенций академической коммуникации, и вам могут просто не ответить.

Академическое чтение Некоторые учебные и научные письменные жанры не подразумевают обязательного прочтения источников, например короткое мотивационное эссе или отчет о посещении мероприятия, дневник полевого наблюдения или анализ транскрипта интервью. Но говоря в целом и общем, академическое письмо начинается с академического чтения. Благодаря чтению научной литературы мы не только осваиваем теоретические подходы, находим аргументы и контраргументы для собственной позиции, но и учимся стилю, научному языку, отмечаем для себя удачные выразительные приемы.

Некоторые студенты жалуются, что им трудно читать научные тексты. Вот несколько приемов рефлексивного чтения, которое можно практиковать индивидуально – дома, в общежитии, в библиотеке – и затем в группе на занятии.

Активное чтение Если вам задали на дом чтение сложного текста, попробуйте сделать следующее (рекомендации разработаны с использованием сайта: Activereadingwww.learningservices.gcal.ac.uk/els) Задавайте себе следующие вопросы и старайтесь найти на них ответы В чем заключается главная идея автора? Как автор эту идею доказывает, какие свидетельства привлекает? Согласны ли вы с этой точкой зрения? Насколько она связана с вашей темой дипломной работы или диссертации? Соотносятся ли мысли автора с вашими аргументами? Каковы ключевые моменты основных частей этой статьи? На какой вопрос стремится ответить автор? Как выразить содержание статьи в нескольких фразах? Делайте заметки Обязательно фиксируйте выходные данные источника, номера страниц, откуда выписываете цитаты Ваши заметки могут послужить ответами на заданные выше во просы Заметки должны представлять собой суммирование основных идей. Оформляйте их в удобном для вас формате: Ментальная карта — визуализация ключевых идей текста и связей между ними Линейный конспект (последовательность изложения) Список позиций (точек зрения) Диаграммы, схемы и др. К заметкам может прилагаться распечатка текста с отмеченными маркерами важными моментами

Упражнение. Ментальная карта текста Данное упражнение можно выполнять в малых группах на заня тии по любой дисциплине. Заранее нужно дать на дом задание про читать небольшой текст, необходимый по предмету. Условием успеха данного упражнения является готовность всей группы к занятию. На занятии студенты разделятся на три подгруппы и создадут три типа ментальных карт по прочитанному ранее тексту. Дайте студентам следующие задания в каждую из трех подгрупп. Ваша задача — создать линейную ментальную карту в виде мар шрута или траектории (по аналогии с географической картой, где путь из пункта А в пункт Б будет отражать авторскую логику аргументации от начала до конца текста, а по дороге путешественника будут под жидать разные препятствия и приключения, наподобие настольной игры). Используйте символические рисунки или значки, чтобы поме чать ассоциации, возникающие по поводу аргументов и связей между ними. При выступлении старайтесь уместно приводить термины и небольшие цитаты из текста. Ваша задача — создать радиальную ментальную карту по принципу дерева с ветвями. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими.

Ассоциации могут подкрепляться символическими ри

Ваша задача — создать ментальную карту в виде паутины=web, т.е. в центре будет находиться главная идея, ядро статьи, а все остальное — это аргументы и логические связи между ними. Ваши ассоциации, возникающие по поводу связей, изобразите в виде символических рисунков.

При выступлении старайтесь уместно приводить термины и небольшие цитаты из текста.

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО: ЖАНРЫ И НАУЧНЫЙ ЯЗЫК

Академические и неакадемические тексты.

Жанры: первичные и вторичные, научные, научно-популярные, учебно-методические.

Научный дискурс Академические и неакадемические тексты В жизни, на работе, в учебе мы имеем дело с самыми разными текстами. Разделим их условно на академические и неакадемические. В первую группу отнесем, например, такие виды текстов: реферат, доклад, эссе, курсовая работа, статья в научном издании, учебник, рецензия, заявка на грант, отчет по проекту, сборник научных трудов, монография, диссертация, автореферат. Конечно, этим списком вся совокупность разновидностей академических текстов не исчерпывается. Но даже на этих примерах сразу видно, что особенности создания академических текстов многообразны, они определяются задачами, стоящими перед автором, индивидуальными особенностями стиля, а также собственно жанровой спецификой того или иного произведения. И все же у них несомненно есть что-то общее, что отличает их от текстов, не относящихся к академическим жанрам, включая публицистические тексты, личные документы, биографии, дневники, путевые заметки, рецепты, сонники, объявления, напоминания… Вместе с тем многие из неакадемических текстов могут стать первичными исследовательскими документами и тем самым попасть в сферу научного познания. Вот некоторые примеры академических и неакадемических текстов.

Разделение это условно. Некоторые научные тексты написаны увлекательно и читаются очень легко. А официальноделовой стиль может включать приемы академического.

Однако если брать общие характеристики, то приемы, которые используются в художественной литературе, ощутимо отличаются от языка науки. Тексты талантливых писателей не только понятны, они заставляют нас сопереживать героям.

В свою очередь научный стиль, хотя и допускает использование живого и образного языка, по большей части отличается от художественной литературы или публицистики и официально-делового стиля. Как и любые другие тексты, академический текст может быть представлен в разных произведениях, структура и стиль написания которых подчинены законам жанра.

Жанр (от фр. genre — род, вид) — исторически сло жившаяся, устойчивая разновидность произведения; напри мер, в музыке — симфония, кантата, песня; в живописи — портрет, пейзаж, бытовые сюжеты; в науке и образовании — лекция, статья, монография, учебник, курсовая работа, ди пломная работа, диссертация, автореферат и так далее. Различаются первичные и вторичные жанры академических текстов. Первичные жанры: статья, монография, глава монографии, рецензия, учебник или учебное пособие, доклад или сообщение, устное выступление, презентация, лекция, диссертация. К вторичным жанрам относятся тексты, составленные на основе первичных путем сокращения их объема, это концентрированное выражение содержания более крупных форм, например: аннотация (краткая информация о статье, докладе или диссертации), автореферат (сокращенное изложение диссертации), тезисы (краткое описание материалов статьи или выступления), конспект (основные позиции одного или нескольких первичных текстов).

Выделяют также учебно-методические (учебные пособия, рабочие программы, методические указания) и учебно-научные жанры: лекции, доклады или выступления на семинаре, курсовая работа, эссе, реферат. Несмотря на то, что у каждого из упомянутых жанров есть характерные особенности, всех их объединяют общие признаки научного стиля, прежде всего строгость, четкое следование правилам, логическая последовательность изложения, упорядоченные связи между предложениями, абзацами и разделами текста, сжатость и в то же время смысловая насыщенность.

Несмотря на общность научного стиля, в каждой дисциплине есть свои особенности, и тексты по химии, физике и математике отличаются как между собой, так и — весьма значительно — от текстов по социологии, психологии или социальной работе. Человек без специальной подготовки, скорее, поймет социального ученого и гуманитария, чем естествоиспытателя, однако многое зависит от уровня доступности и подготовки.

По уровню доступности тексты разделяются на научные, учебные и научно-популярные. Научный стиль предназначен для академической аудитории, такие тексты в большей степени насыщены специальной терминологией, автор рассчитывает на подготовленного читателя, а в задачи текста входит представление новых данных и обоснование научного вывода. Учебные тексты пишутся с целью их применения в образовательном процессе, что требует определения новых терминов, представление известных фактов в качестве примеров. Научнопопулярный текст сохраняет основные черты научного стиля, но является более простым для понимания, поскольку адресован широкой публике. В этом стиле допускаются эмоциональные средства выражения, распространены сравнения с широко известными явлениями, чаще рассматриваются частные случаи, а не обобщения и классификации1.

Научный дискурс Научный дискурс, т.е. принятый стиль рассуждения, следуя трактовке Р. Мертона, строится по принципам универсализма, общности, бескорыстия и организованного скептицизма.

Правила получения и воспроизводства знания в науке

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований:

учебник. М.: Аспектпресс, 1995; 2е изд. М.: Издво РУДН, 2007 Универсализм — убеждение в том, что явления природы повсюду одинаковы и истинность утверждений не зависит от утверждающего. Всеобщность предполагает, что знание является всеобщим дос тоянием и доступ к нему открыт для всех. Бескорыстие означает, что ученый не должен использовать свои открытия для личной выгоды. Организованный скептицизм — это ответственность каждого ученого за доброкачественную работу других и за предание гласности оценок работы коллег. См.: Культура русской речи: учебник для вузов / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М.: Издат. группа «НОРМА — ИНФРА-М», 1999.

Несмотря на специфику научного языка, необходимо стремиться к ясности, вразумительности и лаконичности текста.

В своей книге «Социологическое воображение» Чарльз Райт Миллс проводит редакторскую работу с текстом Толкотта Парсонса, стараясь отсортировать содержательные утверждения от словесной игры1. Говард Беккер рассказывает о том, как он работает со студентами на курсе по академическому письму: редактируя черновик статьи его коллеги, общими усилиями группа слушателей сократила текст втрое2. Рассмотрим некоторые важные особенности и приемы подготовки научного текста.

1 Миллс Ч.Р. Социологическое воображение / пер. с англ. О.А. Оберемко; под ред. Г.С. Батыгина. М.: Издат. дом NOTA BENE, 2001.

2 Becker H. Writing for Social Scientists: How to Start and Finish Your Thesis, Book, or Article. Chicago: University of Chicago Press, 1986.

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Особенности композиции предложения в академическом тексте. Понятие научного стиля. Лексика и грамматика научного стиля. Речевые ошибки. Редактирование.

Нондискриминационный язык Особенности композиции предложения В художественной литературе, в публицистике, личных дневниках и письмах мы можем использовать какие угодно формы. Например, предложение может состоять из одного слова, в качестве которого выступает любая часть речи: Смеркалось. Ах!

Такие предложения передают настроение, эмоции, некоторые характеристики момента или отношений между людьми.

А в академическом тексте предложение всегда представляет собой полную грамматическую форму и часто бывает сложноподчиненным или сложносочиненным.

В отличие от художественного текста, в научном сообщении несколько иные задачи: представить и объяснить факты, выявить закономерности, найти и обосновать причины и следствия, показать зависимости между явлениями или характеристиками процессов. Этими функциями и определяются особенности научного стиля.

Научный стиль — функционально обусловленная общность приемов выражения в академических жанрах в целом, в научных дисциплинах и в отдельном произве дении. Авторы научных текстов, как правило, пишут не о чувствах и настроениях, а о фактах или причинах и следствиях, рассуждают на абстрактном уровне. Вместе с тем предложения в академическом тексте должны быть понятными и четкими, для этого важно несколько раз читать написанное, проверять себя.

Лексика и грамматика научного стиля Лексика и грамматика научного стиля включает специальные понятия — термины, а также некоторые типичные обороты: следует отметить…, по мысли автора…, с нашей точки зрения…, приведем пример… и так далее. В учебнометодических и научно-учебных жанрах требуется определять термины, указывая источники их происхождения. Если термин новый для дисциплины, его следует определять и в статьях, и в учебных работах.

Повествование обычно ведется в безличной форме «Представляется, что…» или от первого лица во множественном числе «Мы полагаем, что…». Реже повествование ведется от первого лица в единственном числе: «Я не могу согласиться с …».

Филологи указывают, что в научном тексте глаголы используются реже, чем существительные, и большинство глаголов имеют очень широкое и неопределенное отдельно от существительных значение: быть, являться, представляться, существовать, происходить1. Очень часто в научной речи используются предложения в пассивном, страдательным залоге, в которых отсутствует действующее лицо (или же предполагается некое обобщенное действующее лицо), например: «Инвалиды подвергаются дискриминации», «Были осуществлены реформы», «Подростков стигматизируют». Говард Беккер критически комментирует эту манеру в своей книге по академическому письму, полагая, что так выражаются теоретические представления авторов, в чьих рассуждениях не видно деятельного социального субъекта, индивидуального или коллективного актора, ответственного, например, за маргинализацию бедных или расовых меньшинств.

См.: Морозов В. Культура письменной научной речи. М.: Икар, 2008.

Форма единственного числа имен существительных нередко используется в значении множественного числа, представляется как категория: «семья трансформируется», «социальная политика разных стран», однако иногда категории специально используются во множественном числе, чтобы подчеркнуть плюрализм и различия, например: «молодежные культуры», «повседневные практики».

В академическом языке — будь то научная статья, эссе или заявка на исследовательский проект — необходимо очень пристально следить за последовательностью, или логикой изложения, которая достигается наличием смысловых связей между единицами текста (предложениями, абзацами, разделами). Для этого используются вводные слова и словосочетания: вопервых, во-вторых, кроме того, наконец, с одной стороны, с другой стороны, однако, тем не менее, таким образом, в заключение. Поскольку задачей научного высказывания является выявление связей между причиной и следствием, между общим и частным, нередко используются сложные предложения, а также составные подчинительные союзы: вследствие того что;

ввиду того что, в то время как.

При этом недостаточно просто расставить вводные словасвязки. Важно, чтобы выводы непротиворечиво вытекали из содержания, текст был разбит на отдельные, но связанные между собой по смыслу части, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.

Упражнение. Рассмотрите приведенные ниже оборо ты и обсудите, где они должны размещаться в тексте — в начале, в середине или в конце? Какие из них не следу ет использовать в начале предложения? Подводя итог… Таким образом… Также… Потому что… Итак… Речевые ошибки. Редактирование Многие студенты считают опубликованный текст чуть ли не сакральным. Говард Беккер рассказывает о своем опыте редактирования текста коллеги в группе студентов, когда он обнаружил, что у учащихся отношение к чьему-то тексту было наполнено очень трепетными чувствами — созданный другим автором текст рассматривался как нечто, что нельзя пересматривать и менять. Между тем и художественные, и публицистические, и научные тексты переписываются по много раз. Эрнест Хемингуэй 39 раз переписывал последнюю страницу романа «Прощай, оружие!», пока его полностью не удовлетворил вариант концовки.

Для того чтобы научный текст был понятным, чтобы текст будил мысль, авторы старательно работают над ним, перечитывая и переписывая, а после этого текст читают рецензент и редактор издания. Правда, такая роскошь многим отечественным авторам, особенно начинающим, практически не доступна.

Лишь в редких изданиях по социальным и гуманитарным наукам привлекаются независимые рецензенты. А большая часть учебных эссе вообще не подлежит переделке, они сдаются раз и навсегда. Кстати, именно на это обстоятельство Беккер указывает как на препятствие к развитию культуры академического письма.

Есть солидные издательства или издательские проекты, где редакторы работают добросовестно и профессионально, но во многих случаях тексты для «сборников тезисов и материалов конференций» вообще не проходят отбор и редактуру. Попадаются публикации с грамматическими, синтаксическими и даже логическими ошибками. Начинающему автору, работающему над созданием академического текста, очень важно повторить грамматические правила родного языка, а также избегать речевых ошибок.

Речевые ошибки — это неоправданные отступления от норм литературного языка. К основным ошибкам, приводящим к нарушению точности, ясности речи, относятся лексические, стилистические и синтаксические. Приведем примеры речевых ошибок, воспользовавшись одним из словарей1, а также собственной коллекцией из текстов, которые приходили на проверку или на редактирование. Лексические ошибки — это употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, речевая избыточность, алогизмы, плеоназмы, тавтология, смешение паронимов, ошибки в употреблении фразеологизмов.

Лишние слова в устной и письменной речи свидетельствуют не только о невнимательности и небрежности, но и о размытости представлений автора о сути вопроса. Разновидности речевой избыточности — тавтология и плеоназм. Тавтология — повторение одних и тех же или близких по смыслу слов: «хочется спросить вопрос», «возобновить вновь», «умножить во много раз», «те социологи, которые изучают проблемы, которые являются актуальными». Явная тавтология возникает при повторении одинаковых или однокоренных слов: например, «это явление является», «профессионализация профессии врача».

Скрытая тавтология возникает при присоединении иноязычного и русского слов, дублирующих друг друга: «памятные сувениры», «впервые дебютировал», «свободная вакансия», «прейскурант цен», «памятная мемориальная доска», «юный вундеркинд», «внутренний интерьер». При употреблении иноязычных слов необходимо убедиться, что вы точно понимаете их смысл, тогда этих и иных ошибок можно будет избежать.

Плеоназм — это употребление в речи близких по смыслу и потому лишних слов («упал вниз», «главная суть», «повседневная обыденность», «лизнул языком», «имеет место быть», «наиболее лучший»). Часто плеоназмы появляются при соединении синонимов: «расцеловал и облобызал»; «мужественный и смелый»; «только лишь».

1 См.: Культура русской речи: энциклопед. слов.-справ. / под ред.

Л.Ю. Ивановой, А.П. Сковородниковой, Е.Н. Ширяевой. М.:

Ошибкой, противоположной избыточности, является речевая недостаточность, неполнота высказывания:

Упражнение. Отредактируйте фразу. Какие слова здесь пропущены? Семья необходима для воспитания подрастающего поколения и благополучия. Смешение паронимов Эта ошибка возникает, когда автор не различает смысл сходно звучащих слов (паронимов), например: надеть — одеть, убежденный — убедительный, представиться — преставиться, абонент — абонемент1.

Упражнение. Отредактируйте фразу. Какие парони мы здесь смешаны? Данные статистики указывают на процесс от слойки общества. Для развития лексической культуры в целом и навыков работы в академических жанрах было бы полезно обращаться к словарям и другой справочной литературе.

Алогизмы (логические ошибки) О таком типе ошибок говорят, когда в тексте встречаются без доказательные и неоправданные выводы, отмечается нарушение логических связей, нарушение правил и законов логики, подмена понятия в результате неправильного словоупотребления.

1 См. словари паронимов русского языка, напр., Вишнякова О.В.

Словарь паронимов русского языка. М.: Рус. яз., 1984 // paronimov.

Упражнение. Отредактируйте фразу. Какие слова употребляются здесь неверно? Теоретический материал проиллюстрирован кон кретными примерами отдельных граждан. Подмена понятия часто случается из-за пропуска слова, или речевой недостаточности: «После министра будут выступать регионы, а потом — ученые».

Нелогичной речь делает и неоправданное расширение или сужение понятия.

Упражнение. Отредактируйте фразы. В первом слу чае необходимо сузить понятие, а во втором — расши рить. Объясните почему. Нам задали изучить биографию известного социо лога и прочитать отрывки из его творчества. Подростки чаще слушают музыку, чем читают книги. К логическим ошибкам также относят использование родового наименования понятия вместо видового, что придает стилю формальную, канцелярскую окраску. В некоторых жанрах это оправдано, но при описании, например, эмпирических данных приводит к утрате живости языка.

Пожилой человек, придя в управление социальной защиты, более часа ожидал в приемной, комкая в руках свой головной убор. Синтаксические ошибки встречаются в структуре словосочетания: нарушение управления, двойное использование зависимого слова, неправомерное объединение грамматических конструкций; кроме того, к ним относятся ошибки в структуре предложения: конструкции с деепричастиями и причастиями, деепричастными и причастными оборотами. Другие синтаксические ошибки — это неверное сочетание однородных членов; нарушение связи между подлежащим и сказуемым;

разрыв конструкции; неудачная замена знаменательного слова местоимением; пропуск слова; нарушение порядка слов.

Ошибки в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами Деепричастие и деепричастный оборот отвечают на вопросы «что делая?» и «что сделав?», указывают на добавочное действие и должны быть связаны с глаголом, который обозначает основное действие в предложении. И добавочное, и основное действия должны выполняться тем же объектом (или лицом), который является подлежащим в этом предложении, например: «Прочитав объявление, мы решили позвонить по указанному номеру». Можно легко проверить, соблюдено ли правило.

Для этого переформулируем предложение, убрав деепричастный оборот: «Мы прочитали объявление и решили позвонить по указанному номеру».

Нередко в текстах начинающих авторов можно встретить ошибку: добавочное действие совершается объектом или лицом, не являющимся подлежащим. Известный забавный пример такой ошибки можно найти у А.П. Чехова: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа».

Упражнение. Отредактируйте фразу и поясните, в чем здесь ошибка. Проводя исследование, у нас возникли трудности с поиском респондентов. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений Несмотря на то, что от академического жанра ожидаются длинные и сложные предложения, это вовсе не главное условие, при котором ваш текст станет ясным и вдумчивым. Следует внимательно перечитывать такие предложения и в случае необходимости делать их более понятными, разбивая на несколько частей.

Упражнение. Попробуйте отредактировать фразу, разбив ее на две. Современная семья как форма наполнена тем со держанием, которое предоставляет ему данное обще ство, социальные институты которого далеки от со вершенства. Ошибки в употреблении местоимений при замене слова Местоимения «он», она», «оно», «они» нужно применять очень внимательно, чтобы не нарушить смысл предложения.

Упражнение. Найдите ошибки и отредактируйте текст. Социологи иногда используют публицизмы в загла виях своих статей. Они несут определенную метафо рическую нагрузку. Клиент ожидает социального работника. Он хо чет задать ему вопрос. Обратите внимание, что помимо нарушения логики высказывания во втором примере неверное использование личных местоимений создает ощущение, что речь идет о двух мужчинах, хотя в реальности это может быть совсем не так. Этот пример показывает, что нормы русского языка иногда вступают в противоречие с требованиями гендерной чувствительности и правилами нондискриминационного языка, не допускающими сексистских, расистских и иных высказываний, которые унижают человеческое достоинство1.

1 См.: Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Гендер и этничность в учебниках по социальной работе и социальной политике // Социологические исследования. 2006. № 5. С. 117–126; Ярская-Смирнова Е.Р.

Неравенство или мультикультурализм // Высшее образование в России. 2001. № 4. С. 102–110.

Пишете ли Вы на гендерно нейтральном языке, приме няете ли слова с отношением к обоим полам, не взирая на интенции автора цитируемого Вами текста? Если Ваши тек сты содержат маскулинные формы грамматического рода, отмечаете ли Вы это в аудитории? Одинаковым ли образом относится содержание Ваших текстов к мужчинам, женщинам, людям разных рас? Показываете ли Вы и Ваши тексты в равной степени дея тельность, достижения, проблемы и опыт женщин и мужчин, а также представителей разных этничностей и рас? Если в текстах этого нет, предоставляете ли Вы дополнительный материал? Обращаете ли Вы внимание на пробелы такого рода в тексте? Представляете ли Вы и Ваши тексты карьеру, роли, интере сы, способности женщин, представителей разных рас, не сте реотипизируя их? Отражаете ли Вы в текстах ценности, свобод ные от предубеждений на основании пола и расы? Если в Ва ших текстах есть стереотипы, указываете ли Вы на них? Представляете ли Вы на примерах и иллюстрациях (вер бальные и графические в Ваших текстах) баланс в отношении гендера и расы? Если в текстах этого нет, Вы это отмечаете? Становится ли ясным из Ваших текстов, что не все люди гетеросексуальны? Включают ли Ваши тексты результаты новых исследова ний и современные теории гендера и расы? Если нет, расска зываете ли Вы о тех сферах, где феминизм и изучение расы и этничности модифицируют существующие представления? 1 См.: Ярская-Смирнова Е.Р. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе // Введение в гендерные исследования: учеб. пособие. Ч. I / под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетея, 2001.

Нередко в публицистических и научных материалах можно встретить сочетание: «инвалиды и здоровые». Но инвалидность — это не всегда следствие заболевания, поэтому правильнее было бы противопоставлять инвалидов и не-инвалидов (или инвалидов и людей без инвалидности).

Проверьте себя — не используете ли вы стереотипы и обобщения, не вызывает ли ваше описание жалость и не усиливает ли впечатление болезненности? Если вы говорите или пишете о людях с физически ми недостатками, старайтесь употреблять нейтральные слова, тщательно подбирайте выражения. Вместо того чтобы сказать «жертва такойто аварии», говорите «человек, который перенес…» или «человек, с которым…». Неверным является противопоставление «нормаль ный–инвалид» или «инвалид–здоровый», поэтому лучше говорить о людях – человеке, взрослом, ребенке, мужчи не, женщине – с инвалидностью и без инвалидности. Никогда не применяйте слова: «неполноценный», «калека», «больной», «эпилептик», «полиомиелитик», «дэцэпэшник», «даун», другие ярлыки и жаргонизмы. Стилистические ошибки — использование слов иной стилевой окраски, неоправданный повтор слова, смешение лексики различных исторических эпох, неоправданное употребление штампов деловой речи, другие стилистические и смысловые рассогласования.

Упражнение. Попробуйте избежать множественного отрицания, отредактируйте фразу. Нельзя с полной уверенностью сказать, что в сфере взаимодействия человека с компьютером нет неиссле дованных моментов. Один из примеров нарушения стилистической нормы — неуместное использование речевых штампов и канцеляризмов, которые закреплены за официально-деловым стилем речи. Речевые штампы нередко используются не только в самом в тексте статьи (например: «на сегодняшний день»), но и в заголовках, например: «проблемы и перспективы», «к вопросу о…».

Канцелярит — засорение языка неоправданным употреблением языковых явлений (канцеляризмов), свойственных официально-деловому стилю речи. К ним относятся: замена глаголов причастиями, деепричастиями и существительными:

«было принято решение», неуместное использование глаголов в страдательном залоге «вопрос нами понят», нагромождение существительных в косвенных падежах: «процесс повышения качества деятельности организации».

Неудачное использование экспрессивных средств: «страшная статистика», «люди погрязли в бедности», «потрясающая книга».

Нарушение лексической сочетаемости, т.е. употребление слов без учета их способности соединяться друг с другом: «увеличение уровня жизни» (правильно: повышение уровня жизни); «это играет большое значение» (правильно: это имеет большое значение или это играет большую роль)1.

Упражнение. Отредактируйте фразу и поясните, в чем здесь ошибка. Мы применяем теорию роли больного Парсонса для объяснения данного явления. 1 Рекомендуется обращаться к справочным изданиям, например, к Словарю сочетаемости слов русского языка / под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. 3-е изд., испр. М.: АСТ, 2002.

СТРУКТУРА АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Композиция абзаца. Композиция всего текста. Аннотация, тезисы. Введение. Актуальность. Цели. Гипотезы. Чем завершить научный текст. Выражение признательности. Что помещать в приложение Прежде чем начинать писать работу, полезно представить себе примерный ее план. Вначале можно сформулировать тему и составить список вопросов для ее раскрытия, схематично набросать идеи. Однако приемы написания текста довольно разнообразны, а сам процесс академического письма является творческим занятием. Отвечая на один из поставленных предварительно вопросов, вы можете увлечься им столь серьезно, что сделать именно его самым главным.

Важно отметить: когда вы начинаете прорабатывать свои идеи и оформлять их в текст, то необходимо следовать определенной структуре. В академических текстах есть некоторые постоянные структурные элементы.

Композиция абзаца Идеальный абзац состоит не менее чем из трех предложений, поскольку в нем излагается определенный тезис. Для этого, очевидно, нужно сформулировать вводную мысль, затем основную мысль, снабдив ее аргументами, а затем, наконец, и заключение. Кроме того, каждый новый тезис должен быть связан с предыдущим и последующими, поэтому абзацы нужно увязывать между собой логически — по смыслу и с помощью связующих слов. В качестве таких связок, например, могут выступать вводные слова: кроме того, итак, вопервых, во-вторых, следовательно; союзы: однако, тем не менее, тогда как, в то время как; предлоги: несмотря на, благодаря, вследствие.

Структура абзаца Не менее трех предложений Вводная мысль, основная мысль, заключение Новая мысль, связанная с предыдущим абзацем Композиция всего текста Весь текст в целом — предположим, это научная статья — начинается всегда с фамилии автора. Авторство — это важная особенность академического текста, как и литературного произведения, и в отличие от публицистики и художественной литературы ученые очень редко пишут под псевдонимом. И если в прессе авторство сообщений не всегда объявляется, в научной традиции автор обычно присутствует. Исключение составляют практики анонимного оценивания конкурсных работ и рецензирования материалов, представленных для рассмотрения в редакции журналов — редактор, направляя текст на «слепое»

«Департамент образование и молодежной политики Ханты – Мансийского автономного округа – Югры Бюджетное учреждение профессионального образования «Междуреченский агропромышленный колледж» Составитель: М.В. Богданов МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ: Конспект урока «Спирты» пгт.Междуреченский 2015 год Рецензент: Начальник отдела инновационно-методической работы БУПО «Междуреченский агропромышленный колледж» П.П.Ермакова Рассмотрено и рекомендовано к изданию на заседании методического Совета колледжа (Протокол №. »

«М инистерство образования и науки Российской Федерации МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ М осква —2012 год М етодические рекомендации по обеспечению доступности зданий и сооружений среднего и высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. »

«РЕСПУБЛИКА КРЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТА 14 января 2015 №19-п Об утверждении Положения об учетной политике в администрации города Ялты В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Республики Крым от 21.08.2014 № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», Федеральным Законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить Положение об учетной политике в администрации города Ялты (приложение № 1). 2 Отделу. »

«СОДЕРЖАНИЕ Введение Аннотация к рабочей программе Рабочая программа Теоретический материал Практический материал Глоссарий Методические рекомендации Фонд оценочных средств Введение Данная учебно-методическая документация имеет целью оказание методической помощи обучающимся очной формы обучения факультета МО ДА МИД РФ, изучающих дисциплину «Гуманитарные проблемы этнических и этноконфессиональных конфликтов» в их образовательном процессе, усвоении общенаучных и политических знаний и обретении. »

«Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «ШЕБЕКИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА» УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебно – методической работе В. Н. Долженкова «_» 2015 г. Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по профессиональному модулю ПМ.03 Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов конструкций и отливок под механическую. »

«МЕТОДОЛОГИЯ ВЫРАБОТКИ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ (на примере небольших городов) Л.Г. Миляева Учитывая чрезвычайную актуальность проблем занятости для небольших, ранее закрытых городов с моноотраслевой структурой производства, ключевая цель исследования сводилась к подготовке для муниципальных и региональных органов ФГСЗН методических и практических рекомендаций по успешной реализации, поставленных перед ними стратегических задач, среди которых: • минимизация сроков трудоустройства и. »

«О ТАРИФАХ НА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПЛАТЫ И СТАВОК ПЛАТЫ ЗА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ НА ТЕРРИТОРИИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 ГОД Протокол заседания Правления комитета по ценовой и тарифной политике области от 26 декабря 2014 года № 68 Присутствовали: Председатель Правления: Солтаганова М.Н. Секретарь Правления: Степанова С.С. Члены Правления: Веселова Е.Г., Крутякова Н.А., Купреев А.Н., Пашкова Г.Н., Петрова О.В., Скорокиржа Е.В., Сырова Е.Ю. 1. »

«Избирательная комиссия Новгородской области Постановление 30 мая 2013 года № 77/2 г. Великий Новгород (с изм. от 17.06.2014 № 101/4-5, от 15.05.2015 №123/4-5) О Методических рекомендациях для кандидатов, избирательных объединений о порядке выдвижения кандидатов, списков кандидатов и иных вопросах участия кандидатов, избирательных объединений в выборах депутатов представительного органа муниципального образования и Главы муниципального образования в Новгородской области В соответствии со статьей. »

«б 60.7(5К) А13 Г Л Абдыкаликова A.M. Курманов СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ f В УСЛОВИЯХ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ЩШ Г.Н. Абдыкаликова A.M. Курманов СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ьЗ?ис УДК 36:314(574) ББК 60.7 С.Торайгыр04 агычдагы ПМУ-гМ А 13 [академик С. Бейсем* в ТЫ НД В ГЫ Г Ы Л Ы Г И Рецензенты: Сейткасимов Г.С., д.э.н., профессор, академ! 1К1ТАПХАН А П I Биекенов К.У., д.с.н., профессор Социальная защита. »

«Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «Региональный информационно-консультационный центр агропромышленного комплекса» ПРИКАЗ № об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета г. Тамбов 28.12.201 Во исполнение Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и приказа Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить учетную политику для целей бухгалтерского учета на 2013 год согласно приложению. 2. Довести до главного бухгалтера учреждения. »

«Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке и защите выпускных квалификационных работ (дипломная работа, дипломный проект, бакалаврская работа и магистерская диссертация) Нижний Новгород 2012 г. УДК ББК Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных. »

«Федеральное агентство по образованию Горно-Алтайский государственный университет А. П. Макошев ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И ГЕОПОЛИТИКА Учебнометодическое пособие Горно-Алтайск РИО Горно-Алтайского госуниверситета Печатается по решению редакционно–издательского Совета Горно-Алтайского государственного университета Макошев А. П.ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И ГЕОПОЛИТИКА. Учебно-методическое пособие. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2006.-103 с. Учебно-методическое пособие разработано согласно учебному. »

«МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» НАПРАВЛЕНИЯ БАКАЛАВРСКОЙ ПОДГОТОВКИ 41.03.04 ПОЛИТОЛОГИЯ Цюпка В. П. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ») В ходе освоения дисциплины «Социальная экология» студенты участвуют в следующих видах самостоятельной работы: 1) самостоятельное изучение. »

«Смирнова З. Ю., Ээльмаа Ю. В. Методические рекомендации по созданию и развитию школьного сайта. – РЦОКОиИТ, 2008 Методические рекомендации по созданию и развитию школьного сайта Школьный сайт является важнейшим элементом информационной политики современного образовательного учреждения и инструментом решения ряда образовательных задач, связанных с формированием информационной культуры участников образовательного процесса.В настоящих рекомендациях сайт рассматривается с различных точек зрения. »

«Государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Московский городской университет управления Правительства Москвы» Институт высшего профессионального образования Кафедра социальной политики УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной и научной работе _ Демидов И.Ф. «» 2012 г. Рабочая программа учебной дисциплины «Логика» для студентов направления подготовки 081100. «Государственное и муниципальное управление», очная форма обучения Москва 2012 Программа одобрена. »

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОМПЛЕКСНАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» Согласована: Утверждена: Начальник МКУ Управление Приказом директора молодежной политики и спорта МБУ ДО «КДЮСШ» Калтанского городского округа № от « » _ П. В. Иванов Т. В. Цупко Дополнительная общеразвивающая программа по общефизической подготовке с элементами футбола для групп спортивно-оздоровительного этапа Программа рассмотрена и одобрена на педагогическом совете протокол №_от_. »

«Государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Московский городской университет управления Правительства Москвы» Институт высшего профессионального образования Кафедра социальной политики УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _ Демидов И.Ф. «» 2012 г. Рабочая программа учебной дисциплины «Логика» для студентов направления подготовки бакалавриата 080200. «Менеджмент» очная форма обучения Москва 2012 Программа одобрена Учебно-методическим советом. »

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГБОУ ВПО ВОЛГГМУ МИНЗДРАВСОЦПОЛИТИКИ РОССИИ) «Утверждаю» _ зав. кафедрой патологической физиологии, д.м.н., профессор Л.Н. Рогова МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для студентов по проведению практических занятий дисциплины «Патофизиология, патофизиология головы и шеи» по специальности. »

«Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Дерюгин А.Н., Арлашкин И.Ю., Прока К.А. Разработка методических рекомендаций субъектам российской федерации по формированию бюджетной стратегии Москва 201 Аннотация. Настоящий обзор содержит в себе анализ подходов к стратегическому бюджетному планированию на федеральном и региональном уровне. »

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (ИСПИ РАН) УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора ИСПИ РАН по научной работе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Шифр Наименование учебного курса, предмета, дисциплины (модулей) Нормативно-правовое обеспечение информатизации Б1.В.ДВ 2.1 российского общества Код по ОКСО Наименование направления Квалификация (степень) подготовки (ОП), профиль выпускника. »

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник:

metodichka.x-pdf.ru

Ярская-Смирнова Е. Создание Академического Текста в городе Владивосток

В нашем каталоге вы имеете возможность найти Ярская-Смирнова Е. Создание Академического Текста по доступной цене, сравнить цены, а также изучить иные книги в группе товаров Наука и образование. Ознакомиться с характеристиками, ценами и рецензиями товара. Доставка производится в любой город России, например: Владивосток, Ростов-на-Дону, Ижевск.