Каталог книг

Веретенников М. Митрополиты Древней Руси (X-XVI Века)

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Веретенников М. Митрополиты Древней Руси (X-XVI века) Веретенников М. Митрополиты Древней Руси (X-XVI века) 3198 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Столярова Л., Каштанов С. Книга в Древней Руси (XI-XVI века) Столярова Л., Каштанов С. Книга в Древней Руси (XI-XVI века) 248 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Лихачев Д., Дмитриев Л., Алексеев А. и др. (ред.) Библиотека Литературы Древней Руси. Том 14. Конец XVI-начало XVII века Лихачев Д., Дмитриев Л., Алексеев А. и др. (ред.) Библиотека Литературы Древней Руси. Том 14. Конец XVI-начало XVII века 2590 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Маханько М. Почитание и собирание древних икон в истории и культуре Московской Руси XVI века Маханько М. Почитание и собирание древних икон в истории и культуре Московской Руси XVI века 1238 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
архимандрит Макарий (Веретенников) Из истории русской иерархии XVI века архимандрит Макарий (Веретенников) Из истории русской иерархии XVI века 149 р. litres.ru В магазин >>
М. А. Дьяконов Власть московских государей: Очерки из истории политических идей Древней Руси до конца XVI века М. А. Дьяконов Власть московских государей: Очерки из истории политических идей Древней Руси до конца XVI века 379 р. ozon.ru В магазин >>
М. А. Дьяконов Очерки общественного и государственного строя Древней Руси М. А. Дьяконов Очерки общественного и государственного строя Древней Руси 474 р. ozon.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Митрополиты Древней Руси (X-XVI века)

Митрополиты Древней Руси (X-XVI века)

Описание

Новый труд архимандрита Макария (Веретенникова) посвящен Всероссийским Митрополитам X—XVI веков. Автор исследует святительское слркение всех Предстоятелей Русской Церкви с 988 по 1586 год. Этот отрезок времени можно назвать Митрополичьим периодом, который оказался самым продолжительным в истории Русской Церкви и предшествовал периоду Патриаршему. На первом этапе своей истории Русская Церковь была митрополией Церкви Греческой, а Русские Митрополиты поставлялись Константинопольскими Патриархами. Впоследствии, начиная с 1448 года, Московские Предстоятели становятся автокефальными и поставляются на Всероссийский престол уже в самой Москве.

Книга снабжена обширной библиографией и публикациями рукописного наследия русских святителей — духовных грамот, окружных посланий, слов и поучений.

Издание представляет интерес для историков Церкви, а также для всех неравнодушных к духовной истории нашего Отечества.

Источник:

shop.rus.bz

Щербаков С

Веретенников М. Митрополиты Древней Руси (X-XVI века) Щербаков С.Н. Книга архимандрита Макария (Веретенникова) «Митрополиты Древней Руси (X–XVI века)» в контексте проблем духовно-нравственного воспитания молодежи

Книга архимандрита Макария (Веретенникова) «Митрополиты Древней Руси (X–XVI века)» состоит из введения, двух частей, заключения, приложения и списка сокращений. Книга рекомендована к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИС Р15-503-0147.

Во введении приводится краткий историографический обзор литературы, даются сведения о работах по церковной истории в сочетании с текстами из Священного Писания. Автор широко применяет биографический метод изучения личности в контексте истории, распределяя биографии митрополитов по «принципу блоков». К сожалению, автор не анализирует используемые в работе опубликованные исторические источники, в итоге ограничиваясь публикацией своих лекций. Содержательным достоинством «введения» помимо историографического обзора используемой литературы, является упоминание в нем о «нескольких крещениях Руси, начиная с первого при апостоле Андрее». Далее, автор приводит интересные данные о росписи Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве, «в которой нашло отражение историческое событие – набег русских дружин на Константинополь в 860 году», а также называет имя «первого иерарха, епископа Алексия», которого патриарх Константинопольский Фотий I «благословил на миссионерский подвиг в Русской земле» [1, 39]. Проанализировав факты и события, связанные с проблемой крещения Руси, автор делает правильный вывод: «О Фотиевом крещении мы знаем из греческих источников, о Владимировом – из русских, так как последнее оказалось вне поля зрения византийских историков».

Рисунок 1. Обложка книги

Часть I «Митрополиты всея Руси под омофором Константинопольского патриарха» содержит восемь глав, где даны сведения о тридцати трех митрополитах Руси в период 988–1441 гг. и одном архимандрите Михаиле (ум. в 1379 г.) – кандидате на Русскую митрополию. Приведенные автором биографические данные открывают нам личности иерархов древней Руси – неординарных, талантливых богословов-полемистов, канонистов и книжников. Автором была проведена значительная работа по поиску информации о деятельности митрополитов из огромного количества летописей, сборников опубликованных источников, монографий и статей.

Часть II «Автокефалия Русской церкви» содержит пять глав, где представлено пятнадцать биографий митрополитов Русского государства в период 1448–1586 гг. Интересна также иллюстративная подборка, включающая сорок цветных летописных изображений, размещенная в середине книги.

Особенно стоит отметить, что автор с присущим ему высоким профессионализмом описывает особенности жизни русских людей, объясняет их духовные потребности, освещает условия средневекового быта. Автор излагает биографический материал в разных содержательных объемах, однако читатель всегда имеет ясное представление о современниках важных исторических периодов и эпох, которые связывают воедино светскую и церковную историю Руси X–XVI вв.

Посредством реализации биографического метода, автор не только освещает содержание жизненного пути и пастырского служения иерархов Русской Церкви, которая в рассматриваемый период была митрополией Церкви Греческой и имела тесную связь с Константинопольскими Патриархами.

Привлечение автором различного эпистолярного и актового материала – писем, поучений, поздравительных речей, посланий, сказаний, разрешительных и жалованных грамот, соборных приговоров и других документов эпохи органично раскрывает изучаемые личности иерархов в контексте событий исторических периодов. Наличие указаний на первоисточник при публикации всего вышеизложенного эпистолярного и актового материала, значительно повышает научную ценность работы, содействует поискам дальнейшей информации и стимулирует проблематику новых исследований.

Особенно ценными в настоящем издании являются исторические и литературные источники, довольно малоизвестные для современных российских обучающихся и молодых исследователей: «Исповедание веры митрополита Киевского Илариона», «Послание князя Святослава Мизийского Митрополиту Кириллу», «Поучение Феогноста, митрополита всея Руси», «Грамота митрополита-кардинала Исидора от 27 июля 1440 г.», «Повесть Симеона Суздальского об осьмом, Флорентийском Соборе. Исидоров Собор и хожение его», «Житие митрополита Дионисия» и многие другие.

Интересны меткие наблюдения автора, что «начиная с Митрополита Илариона можно говорить о Русских Митрополитах как о богословах, поскольку появляются сведения об их богословских трудах» и «для митрополита из русских характерно осмысление русской истории, для его преемников – греков – антилатинская полемика» [1, с. 1234].

Заслуживает внимания заключение об особенностях назначения митрополитов, когда «после монголо-татарского нашествия …начинается чередование Предстоятелей на престоле: русский ставленник, затем византийский избранник и т.д.». Также убедительно изложены важные события церковной истории: «Последовавшее в конце XIII века перенесение кафедры вызвало к жизни такой процесс, как дробление единой Русской митрополии, юрисдикция которой находилась на разных государственных территориях» и «в результате это привело к окончательному разделению Русской митрополии в середине XV века» [1, с. 1235].

Однако некоторой недосказанностью отличается следующее утверждение автора: «Благодаря святителю Петру начинается формирование нового политического центра на Руси, возвышение Москвы». О роли княжеской власти автор почему-то здесь не упоминает, превознося роль митрополита Петра в процессе формирования нового политического центра на Руси. Общеизвестно, что возвышение Москвы – заслуга в первую очередь великого князя Ивана Даниловича Калиты (ум. в 1340 г.) и его мудрой и твердой политики, которую продолжали проводить его преемники, ставшие во главе Москвы и русского государства. Также не вызывает сомнений, что в рассматриваемый период политический центр формировала княжеская власть, поэтому справедливым будет признать тот факт, что в первой трети XIV в. высшее духовенство оказывало содействие государственной власти в деле «формирования нового политического центра на Руси и возвышения Москвы». Общеизвестна также выдающаяся роль митрополита Алексия в церковной и политической жизни Руси XIV в., когда владыка много сделал для усиления власти Москвы при малолетстве великого князя Дмитрия Ивановича (будущего князя Дмитрия Ивановича Донского – С.Щ.).

Также весьма неоднозначный вывод автора: «Можно отметить характерную особенность того времени: чем меньше на положение дел в русской Церкви влиял внешний фактор (подчинение Византийскому Патриарху), тем большую роль в ее жизни начинает играть внутренний фактор, то есть воля великого князя, а затем – царя».

Тем не менее, в российской истории до настоящего времени сохранилась выразительная аллегория единства на примере иконографии образа «Древо государства Московского» – «совместного служения» государственной власти и церкви «во славу Божию, на пользу народа и Отечества» [1, с. 319–320].

Однако стоит согласиться с итоговыми выводами автора, что «служение всероссийских митрополитов многогранно: миссионерство, связи с Византией, созыв Соборов, на которых решались актуальные вопросы в жизни Церкви, канонизации святых, благословение на открытие монастырей и храмов, забота об их укреплении, книжность, просвещение, учительный подвиг, духовное окормление и процветание многочисленной паствы, церковная дисциплина, личное благочестие» и также «церковь … воздвигала всех на молитву во дни всенародных бедствий, хранила традиции и нравственные устои русского народа». [1, с. 1237].

В приложении автор приводит информацию о единицах измерения времени в древности, с периода Византийской империи, ориентируя человека «прежде всего на служение Богу» [1, с. 1244].

В заключение необходимо подчеркнуть, что всестороннее научное изучение проблем характеристики деятельности высших церковных иерархов прошлого – митрополитов Древней Руси (X–XVI веков) содействует практическому развитию, формирует основы для обобщения актуального содержания и определяет методы совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.

Таким образом, книга «Митрополиты Древней Руси (X–XVI века)» архимандрита Макария (Веретенникова) является ценным сборником исторических и литературных источников, содержащих информацию о многогранной деятельности церковных предстоятелей от периода Древней Руси до эпохи Московского царства, которая заслуживает внимания и пристального изучения.

Содержание книги архимандрита Макария (Веретенникова) «Митрополиты Древней Руси (X–XVI века)» отражает церковно-историческую проблематику исследований, которая посредством всестороннего научного исторического изучения может служить прочной основой для укрепления взаимодействия светской и церковной систем образования по духовно-нравственному воспитанию и образованию граждан Российской Федерации.

1. Макарий (Веретенников), архимандрит. Митрополиты Древней Руси (X–XVI века). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник:

slovo.mosmetod.ru

Митрополиты Древней Руси (X–XVI века)

Митрополиты Древней Руси (X–XVI века)

В издательстве Сретенского монастыря вышло церковно-научное издание «Митрополиты Древней Руси (X–XVI века)». Автор — архимандрит Макарий (Веретенников).

Новый труд архимандрита Макария посвящен Всероссийским Митрополитам X–XVI веков. Автор исследует святительское служение всех Предстоятелей Русской Церкви с 988 по 1586 год. Этот отрезок времени можно назвать Митрополичьим периодом, который оказался самым продолжительным в истории Русской Церкви и предшествовал периоду Патриаршему. На первом этапе своей истории Русская Церковь была митрополией Церкви Греческой, а Русские Митрополиты поставлялись Константинопольскими Патриархами. Впоследствии, начиная с 1448 года, Московские Предстоятели становятся автокефальными и поставляются на Всероссийский престол уже в самой Москве. Книга снабжена обширной библиографией и публикациями рукописного наследия русских святителей — духовных грамот, окружных посланий, слов и поучений. Издание представляет интерес для историков Церкви, а также для всех неравнодушных к духовной истории нашего Отечества.

Архимандрит Макарий (Веретенников) родился в 1951 году в городе Магнитогорске. Среднее образование завершил в 1969 году в городе Караганде. В 1972 году по благословению митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа († 1975) подал прошение о поступлении в Московскую духовную семинарию. В 1974 году окончил МДС и поступил в Академию. В 1978 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за представленную работу «Всероссийский Митрополит Макарий и его церковно-просветительская деятельность». С сентября 1978 года преподавал Историю Русской Церкви в семинарии. 17 марта 1982 года наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Иеронимом († 1982) в Троицком соборе пострижен в монашество в честь преподобного Макария Египетского. С сентября 1982 года по июль 1985-го обучался на богословском факультете Университета им. Мартина Лютера в Галле (ГДР) и одновременно служил в храме Святой равноапостольной Марии Магдалины на историческом кладбище в городе Веймаре. По возвращении из Германии преподавал в МДСиА.

В 2004 году архимандрит Макарий был утвержден в звании профессора. С июня 2001 по март 2010 года был Заведующим Регентской школой при МДА. В 2013 году — почетный профессор Екатеринбургской духовной семинарии, в 2014 году присвоено ученое звание доктора церковной истории. Принимал участие в подготовке издания «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова), в качестве докладчика участвовал в различных заграничных, международных, Всероссийских и региональных конференциях. Награжден орденами Русской Православной Церкви, с 1989 года член Синодальной литургической комиссии, с началом издания «Православной энциклопедии» — член Научно-редакционного совета Православной энциклопедии, член экспертного совета по Макарьевским чтениям. Библиография автора насчитывает более 750 публикаций. В одной из своих последних публикаций автор предложил новую периодизацию Истории Русской Церкви.

  • Предисловие
  • Подвиг апостола Андрея
  • Предыстория Русской иерархии

ЧАСТЬ 1. МИТРОПОЛИТЫ ВСЕЯ РУСИ ПОД ОМОФОРОМ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА

  • ГЛАВА I. НАЧАЛО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА В РУССКОЙ ЗЕМЛЕ
    • Святой Митрополит Михаил (988–992
    • Митрополит Леонтий (992–1008
    • Митрополит Иоанн I (до 1018–1035
    • Митрополит Феопемпт (1035–1047
  • ГЛАВА II. МИТРОПОЛИТЫ-БОГОСЛОВЫ
    • Святой Митрополит Иларион (1051–1054)
      • Исповедание веры Митрополита Киевского Илариона
    • Митрополит Ефрем (1055–1061)
      • Написание Митрополита Ефрема
    • Митрополит Георгий (1062–1076
      • Георгия, Митрополита Киевьского, стязанье с латиною; вин числом 70
    • Святой Митрополит Иоанн II (1076–1089)
      • Письмо Митрополита Иоанна Ф. Продрому О указание от правил обличително на ереси латынския Иоанна Митрополита Русскаго ко архиепископу Римскому о опресноцехъ
    • Митрополит Иоанн III (1090–1091)
    • Святой Митрополит Николай (1093–1104)
    • Митрополит Никифор I (1104–1121)
      • Поучение Митрополита Русскаго Никифора в Неделю сыропустную в церкви ко игуменом и ко всему иерейскому и дияконскому чинку и к мирским людем
    • Митрополит Никита (1122–1126)
      • Проложное сказание о принесении перста Иоанна Предтечи из Византии на
    • Митрополит Михаил II (1130–1145)
  • ГЛАВА III. НАРАСТАНИЕ КНЯЖЕСКИХ УСОБИЦ НА РУСИ
    • Митрополит Климент (Смолятич; 1147–1155)
    • Святой Митрополит Константин I (1156–1159)
      • Никита Акоминат (Хониат). Сокровище православной веры. Книга XXIV: Собор
    • Митрополит Феодор (1161–1163)
    • Митрополит Иоанн IV (1164–1166)
    • Митрополит Константин II (1167–1170)
      • Месяца августа въ 1 день слово Великого князя Андрея Боголюбьскаго о милости Божии
    • Митрополит Михаил III (1171–1174)
    • Митрополит Никифор II (1175/76–1202)
    • Митрополит Матфей (1209–1220)
    • Митрополит Кирилл I (1225–1233)
      • Грамота Никейского Патриарха Киевскому Митрополиту Кириллу
    • Митрополит Иосиф (1236–1240)
  • ГЛАВА IV. ПОСЛЕ БАТЫЕВА РАЗОРЕНИЯ
    • Святой Митрополит Кирилл II (уп. 1242–1281)
      • Послание князя Святослава Мизийского Митрополиту Кириллу
      • Ярлык Ордынского хана Менгу-Темира русскому духовенству. Степь [1267 г., августа 10]
    • Святой Митрополит Максим (1283–1305)
      • Поучение святителя Максима
      • Месяца декабря в 15 день Сказание о святем и блаженнем Первопрестолнике чюдном Митрополите Максиме Владимирском и Московском и всея Росии
  • ГЛАВА V. НАЧАЛО ВОЗВЫШЕНИЯ МОСКВЫ
    • Чудотворец Митрополит Пётр (1308–1326)
      • Поучение смиреннаго Петра, Митрополита Киевского и всея Руси, игуменом, попом и диаконом
      • 1308–1326 гг. — Поучение митрополита Петра духовенству (об епитимиях и вдовых попах) и мирянам (об усердии к церкви)
      • Поучение Петра Митрополита Киевскаго и всея Руси
      • Поучение Петра Митрополита
      • Поучение Петра Митрополита, егда препре Тферьскаго владыку Андрея во Сборе
    • Святой Митрополит Феогност (1328–1353)
      • 1339 г. — Грамота Патриарха Иоанна XIV Митрополиту Феогносту об открытии мощей святителя Петра
      • Поучение Феогноста, Митрополита всея Руси
    • Чудотворец Митрополит Алексий (1354–1378)
      • Поучение Алексия Митрополита от Апостольских деяний к христолюбивым христианом
      • Поучение смиреннаго Алексия Митрополита всея Руси игуменомь и попом и дьакономь и всем правоверным крестьяном, крестоимянитым людем, пребывающим в правоверьи, всего предела Новгородьского и Городецьского: благодать вам и мир от Бога свыше
      • 1363 г. — Слово пресвещенного Алексея Митрополита
      • 1378 г. — Список з духовныя грамоты иже во святых отца нашего Алексея Митрополита Киевскаго и всеа Руси, нового чудотворца
  • ГЛАВА VI. СМУТА В МИТРОПОЛИИ
    • Архимандрит Михаил († 1379) — кандидат на Русскую митрополию. Митрополит Пимен (1380–1389)
    • Святой Митрополит Дионисий I (1384–1385)
      • 1382 г. — Грамота Суздальского архиепископа Дионисия псковскому Снетогорскому монастырю о соблюдении правил иноческого общежития
      • 1383 г. — Послание святителя Дионисия князю Димитрию Донскому. От иного послания о повинных
  • ГЛАВА VII. БЕДЫ И УСПЕХИ МОСКОВСКОЙ РУСИ. ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ВОЗВЫШЕНИЕ ПЕРВОПРЕСТОЛЬНОГО ГРАДА
    • Cвятой Митрополит Киприан (1375–1390–1406)
      • Духовная грамота Митрополита Киприана
    • Святой Митрополит Фотий (1408–1410–1431)
      • [Письмо монаха Исидора] Митрополиту России [Фотию]
      • 1420 г., 24 января. — Жалованная грамота Митрополита Фотия Горицкому монастырю
      • Разрешительная грамота-молитва Митрополита Фотия
  • ГЛАВА VIII. КНЯЖЕСКИЕ УСОБИЦЫ, БОРЬБА ЗА ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕНИЕ
    • Митрополит Герасим (1433–1435)
      • 1414 г. — Настольная грамота Митрополита Фотия епископу Владимиро-Волынскому Герасиму
      • 1434 г., ноябрь. — Грамота Римского Папы Евгения Митрополиту Герасиму
    • Митрополит-кардинал Исидор (1436–1441).
      • Окружное послание Митрополита-кардинала Исидора
      • 1440 г., июля 27. — Грамота Митрополита-кардинала Исидора
      • 1441 г., февраля 5. — Уставная грамота Киевского князя Александра Владимировича собору Святой Софии в Киеве и Митрополиту Киевскому и всея Руси Исидору
      • Послание князя Василия Васильевича инокам-святогорцам
      • Повесть Симеона суздальского об осьмом, Флорентийском Соборе. Исидоров Собор и хожение его

ЧАСТЬ 2. АВТОКЕФАЛИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

  • ГЛАВА I. УТВЕРЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО БЫТИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
    • Чудотворец Митрополит Иона (1448–1461)
      • 1459 г. — Послание от Митрополита [Ионы] в Литву ко всем владыкам о православной вере, и о укреплении, и о Григории Митрополите, Сидорове ученице
      • 1459 г., декабря 13. — Посыльная от всех владык рускых к владыцем литовьскым, которые рукоположение приняли от Ионы Митрополита, о Григорьи Митрополите, что вышел из Риму на митрополью Киевскую
      • [Обращение к святителю Ионе иеромонаха Афанасия]
      • До 1461 г. — Отступная запись Л. Корыткова Митрополиту Ионе
      • Благословенная грамота Митрополита [Ионы] прихожанам собора
    • Святой Митрополит Феодосий (1461–1464)
      • 1462 г., январь. — Поучение Митрополита Феодосия о чуде-исцелении у мощей святителя Алексия Московского
      • Слово похвально святым верховным апостолом Петру и Павлу. Творение Феодосия, архиепископа всея Руси
      • 1462 г., августа 4. — Жалованная грамота Митрополита Феодосия игумену Парфению, настоятелю монастыря Архангела Михаила в Суздале 1464 г., апреля 4. — Настольная грамота Митрополита Феодосия митрополиту Кесарии Филипповой Иосифу
      • *Послание* [бывшему Митрополиту Феодосию]
    • Святой Митрополит Филипп I (1464–1473)
      • 1465 г. — Грамота Митрополита Филиппа настоятелю Покровского монастыря «на Богоне» игумену Льву
      • 1467 г. — Лист Дионисия Патриарха Константинопольского до Москвы писаныи
      • [Житие Митрополита Филиппа I]
  • ГЛАВА II. УСИЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КНЯЗЯ НА ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЛА. БОРЬБА С ЕРЕСЬЮ
    • Святой Митрополит Геронтий (1473–1489)
      • 1480 г., ноября 13. — Соборное послание духовенства Русской Церкви великому князю Иоанну Васильевичу на Угру
      • [Грамота В. Ф. Образца, данная Митрополиту Геронтию]
      • Месяца августа в 27 день пренесение мощем Святейших Митрополитов Феогноста, Киприана, Фотия, Ионы и Филиппа
      • Сказание о блаженном и преосвященном святем Геронтии Митрополите Московском
      • Ересь жидовствующих. Митрополит Зосима (1490–1494)
      • Соборный приговор 1490 года
    • Святой Митрополит Симон (1495 – † 1511)
      • Послание инока диакона, к архиепископу моление
      • 1501 г., 1 февраля. — Ставленная грамота Митрополита Симона, данная преподобному Корнилию Комельскому
      • 1503 г., августа 6. — Соборное определение о невзимании со священнослужителей мзды при хиротонии
      • 1503 г., 12 сентября. — Соборное определение о вдовых попах и диаконах и о запрещении монахам и монахиням жить в одних монастырях
  • ГЛАВА III. СВЕДЕННЫЕ С ПРЕСТОЛА
    • Митрополит Варлаам (1511–1521)
      • 1516 г., июль. — Послание Константинопольского Патриарха Феолипта Митрополиту Варлааму о милостыне
      • 1516–1517 гг. — Послание Афонского Ватопедского монастыря игумена Анфимия Митрополиту Варлааму об отправлении в Москву Святогорского старца Максима Грека со сопутниками
      • 1516–1517 гг. — Послание Афонского Пантелеимоновского монастыря игумена Паисия Митрополиту Варлааму о милостыне
    • Митрополит Даниил (1522–1539)
      • 1537 г., май. — Наказ Митрополита Даниила, данный епископу Сарскому и Подонскому Досифею и архимандриту Симоновскому Филофею о речах к князю Андрею Иоанновичу Старицкому для вызова его в Москву и в случае отказа предать его проклятию
      • Послание Митрополита Даниила
      • 1539 г., марта 26. — Отреченная грамота Митрополита Даниила
    • Святой Митрополит Иоасаф (1539–1542)
      • 1526–1527 гг. — Полюбовная разъезжая Михаила Кузьмина Зубова и его сына Андрея и старцев Троице-Сергиева монастыря Сергия Кузьмина и Иоасафа Скрипицина Зубовской земле сельца Нового с троицкой землей села Скнятинова в Кинельском стане Переяславского уезда
      • 1548 г., ноябрь. — Переписка Митрополитов Макария и Иоасафа
      • Из материалов Стоглавого Собора
  • ГЛАВА IV. РАСЦВЕТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • Чудотворец Митрополит Макарий (1542–1563)
      • 1547 г., января 16. — Поздравительная речь Митрополита Макария нововенчанному царю Иоанну IV
      • 1552 г., ноябрь. — Вкладная запись Митрополита Макария в сентябрьской Успенской Четией Минее
      • 1555 г., август. — Грамота Митрополита Макария Виленскому католическому епископу Павлу
      • Месяца декабря в 31 день сказание вкратце о житии и пребывании иже во святых отца нашего чюднаго Макария, Митрополита Московскаго и всеа Росии чюдотворца
      • Сказание о явлении преподобнаго отца нашего Александра Свирскаго чюдотворца и иже с ним во святых отца нашего Макария Митрополита Московскаго и всеа Росии, како приидоша церковь свящати святаго Николы
    • Митрополит Афанасий (1564–1566)
      • 1564 г., февраля 2. — Соборная грамота о белом клобуке
      • Послесловие Апостола, изданного в Москве в 1564 году
      • 1564 г., сентября 29. — Богомольная грамота Митрополита Афанасия епископу Сарскому и Подонскому Матфею по случаю войны с Польшею
  • ГЛАВА V. ЦАРСКИЙ ПРОИЗВОЛ
    • Чудотворец Митрополит Филипп II (1566–1568)
      • 1555 г., августа 7. — Грамота Митрополита Макария в Великий Новгород
      • 1566 г., 20 июля. — Приговор об избрании на Московскую митрополию Соловецкого игумена Филиппа
      • 1566 г. — Грамота Митрополита Филиппа в Соловецкий монастырь
      • 1567 г., ноября 24. — Богомольная грамота Митрополита Филиппа в Кирилло-Белозерский монастырь по случаю войны с Крымским ханом и Польским королем
    • Митрополит Кирилл III (1568–1572)
      • Отпускная грамота Митрополита Кирилла
      • 1571 г., март. — Грамота Митрополита Кирилла Константинопольскому Патриарху Митрофану
    • Митрополит Антоний (1572–1581)
      • 1578 г. — Послание благочестиваго царя и великаго князя Ивана Васильевича и всего освященного Собора к великим страстотерпцем и исповедником великому князю Михаилу Черниговскому и боярину его Федору, имеющему образ сицев
      • 1575 г., декабря 20. — Жалованная грамота Митрополита Антония святителю Суздальскому Варлааму
      • 1580 г., декабря 27. — Ставленная грамота Митрополита Антония
    • Митрополит Дионисий II (1581–1586)
      • Чин поставления Митрополита Дионисия
      • 1581 г., августа 1. — Грамота Митрополита Дионисия Смоленскому епископу Сильвестру
      • 1584 г., октября 30. — Царская тарханная грамота Митрополиту Дионисию на слободку Святославлю
      • 1586 г., июня 17. — Грамота Митрополита Дионисия на строительство храмов в монастырских селах Ипатьевской обители
      • Житие Митрополита Дионисия

Имена Митрополитам Киевским от крещения Владимирова

Некоторые итоги исследования

Список сокращений, используемых в библиографических ссылках

13 октября 2016 г.

скрыть способы оплаты

скрыть способы оплаты

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

Источник:

www.pravoslavie.ru

Веретенников М. Митрополиты Древней Руси (X-XVI Века) в городе Тюмень

В данном интернет каталоге вы имеете возможность найти Веретенников М. Митрополиты Древней Руси (X-XVI Века) по разумной цене, сравнить цены, а также изучить похожие книги в категории Наука и образование. Ознакомиться с характеристиками, ценами и рецензиями товара. Доставка товара может производится в любой населённый пункт РФ, например: Тюмень, Томск, Новосибирск.