Каталог книг

Моя Система

Перейти в магазин

Сравнить цены

Категория: Книги

Описание

"Моя система" была настольной книгой многих выдающихся шахматистов прошлого и настоящего. Блокада и профилактика, подрыв базы пешечной цепи и лавирование, избыточная защита и таинственный ход - эти и многие другие приемы были разложены по полочкам знаменитым гроссмейстером и педагогом Ароном Нимцовичем. Написанный живым, образным языком, это не просто классический, но действительно блестящий учебник позиционной игры. Шахматист, серьезно изучивший его, научится глубокому проникновению в тайны древней игры. Книга будет полезна как шахматистам, лишь начавшим восхождение по ступеням классификации, так и их более опытным коллегам.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Бекхэм Д. Моя система тренировок Бекхэм Д. Моя система тренировок 636 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Нимцович А. Моя система Нимцович А. Моя система 414 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Нимцович А. Моя система на практике Нимцович А. Моя система на практике 469 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Ушинский К. Моя система воспитания. О нравственности Ушинский К. Моя система воспитания. О нравственности 469 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Макаренко А. Моя система воспитания. Педагогическая поэма Макаренко А. Моя система воспитания. Педагогическая поэма 508 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Нимцович А. Моя система Нимцович А. Моя система 842 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Арон Нимцович Моя система Арон Нимцович Моя система 449 р. litres.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Отзывы о Книга Моя Система - Арон Нимцович

Книга "Моя Система" - Арон Нимцович - отзывы

Одна из "жемчужин" шахматной литературы.

Достоинства: Материал изложен лаконично,доступно,качественно и художественным языком .

Недостатки: Не имеет.

Сей труд выдержал много изданий на разных языках и в разных видах и формах. Поколения шахматистов сменяются, а "Моя система не теряет своей актуальности". Да, возможно автор не во всех своих высказываниях и идеях открывает что-то новое, однако для любой информации необходима систематизация! Именно потому.

Это та книга, которая гарантированно повысит ваш уровень игры

Достоинства: Способствует росту силы игры в шахматы, классика.

Недостатки: В целом, их нет.

Решив заняться шахматами более основательно, я перешёл в специализированный шахматный клуб. Параллельно я в то время читал эту книгу. За полгода я повысил рейтинг на 250 пунктов. И это было очень приятно, когда в каждом турнире ты показываешь зверский результат. Уверен, это благодаря данной книге.

Источник:

otzovik.com

Нимцович, Арон Исаевич - Моя система скачать торрент 2012, ChessBase P RUS

Нимцович, Арон Исаевич - Моя система [2012, ChessBase] [P] [RUS]

Стаж: 6 лет 5 месяцев

evgeny_maxim enko · 13-Авг-12 04:43 (5 лет 4 месяца назад, ред. 25-Авг-12 01:26)

Год выпуска : 2012

Жанр : шахматная литература

Разработчик : Анатолий Галкин

Тип издания : Неофициальный

Язык интерфейса : русский

Язык озвучки : отсутствует/не требуется

Таблэтка : Не требуется

ПО ChessBase или Fritz

Превосходная классическая работа Аарона Нимцовича теперь доступна в удобном формате ChessBase благодаря усилиям Анатолия Галкина.

"Моя система" была настольной книгой многих выдающихся шахматистов прошлого и настоящего. Блокада и профилактика, подрыв базы пешечной цепи и лавирование, избыточная защита и таинственный ход — эти и многие другие приемы были разложены по полочкам знаменитым гроссмейстером и педагогом Ароном Нимцовичем.

Написанный живым, образным языком, это не просто классический, но действительно блестящий учебник позиционной игры. Шахматист, серьезно изучивший его, научится глубокому проникновению в тайны древней игры.

Книга будет полезна как шахматистам, лишь начавшим восхождение по ступеням классификации, так и их более опытным коллегам.

Стаж: 7 лет 11 месяцев

podorognik · 13-Авг-12 21:59 (спустя 17 часов)

Стаж: 6 лет 10 месяцев

Мирзо-Дилшод · 14-Авг-12 11:55 (спустя 13 часов)

Стаж: 7 лет 7 месяцев

zodiakoff · 15-Авг-12 17:32 (спустя 1 день 5 часов)

При этом запрещены раздачи в мультиархивах. Если есть большое уменьшение размера, то содержимое мультиархива необходимо упаковать в один архив.

В пункте "Дополнительная информация", обязательно должен быть скриншот архива, показывающий структуру файлов в корневой папке, спрятанный под спойлер!

Все скриншоты должны быть одного размера.

Полноразмерные скриншоты необходимо добавлять в виде превью с возможностью открытия полной версии при нажатии на него. На рекомендованном ресурсе для залития скриншотов http://fastpic.ru это третья строчка: "Превью - увеличение по клику".

Прятать превью под спойлер не обязательно.

Минимальный размер для скриншотов: 640х480. Максимальный: 1920х1200.

Допустимые размеры превью: от 150 до 300 пикселей по б́ольшей стороне.

Лaндыш · 20-Авг-12 05:44 (спустя 4 дня, ред. 20-Авг-12 05:44)

Можно, в принципе, также, как здесь сделать, - раздаваемый материал идентичен.

Стаж: 6 лет 5 месяцев

evgeny_maxim enko · 21-Авг-12 00:57 (спустя 19 часов)

Лaндыш · 24-Авг-12 02:10 (спустя 3 дня, ред. 24-Авг-12 02:10)

Что-то экстремальное случилось, если нас шестеро и никто еще не скачал.

Вы создавали торрент в нерекомендуемой версии клиента.

Стаж: 5 лет 8 месяцев

instense · 29-Авг-12 23:37 (спустя 5 дней)

Стаж: 9 лет 4 месяца

aparichinna · 31-Авг-12 13:10 (спустя 1 день 13 часов)

Лaндыш · 01-Сен-12 14:56 (спустя 1 день 1 час, ред. 01-Сен-12 14:56)

Если стоят Chessbase или Fritz - то (во Фрице) перейти в Базу данных - на большую кнопку сверху слева - Открыть - и ищете там Проводником My system.cbh . А установив ChessBase Reader, Вы сможете привязать "шахматные" типы файлов к нему и открывать их двойным кликом, но с осторожностью - некоторые версии и фрица, и ридера открывали архивы *.cbv, распаковывая его в ту же папку, после чего удаляли оригинал.

ivan2388 · 17-Окт-12 18:03 (спустя 1 месяц 16 дней)

Не вводите людей в заблуждение. У Вас на постере одна книга, в раздаче другая. Это 2 разные книги. У них разница почти 300 страниц.

Стаж: 8 лет 2 месяца

zsi64 · 10-Ноя-12 13:48 (спустя 23 дня, ред. 10-Ноя-12 13:48)

Не вводите людей в заблуждение. У Вас на постере одна книга, в раздаче другая. Это 2 разные книги. У них разница почти 300 страниц.

Данная раздача - книга А. Нимцовича "Моя система"

- "Моя система на практике",

- "Как я стал гроссмейстером",

- " К истории шахматной революции 1911-1914 годов",

- "Моя система плюс новоприобретенный оптимизм",

- статья "Техника турнирной игры".

Стаж: 4 года 3 месяца

guardianx2 · 12-Окт-13 14:02 (спустя 11 месяцев)

Стаж: 6 лет 5 месяцев

evgeny_maxim enko · 03-Янв-14 23:18 (спустя 2 месяца 22 дня)

Стаж: 8 лет 9 месяцев

Koshmarotron · 25-Ноя-14 19:21 (спустя 10 месяцев)

Данная раздача - книга А. Нимцовича "Моя система"

А вот про существо правоты - автор не совсем прав. Дело в том, что на скриншоте КНИГА 1984 года издания, в которой собраны ВСЕ работы Нимцовича. И её обложка, несмотря на то, что на ней указано только название "Моя система" всего лишь говорит о более широком понимании этой фразы - она толкуется расширительно, объемлет шахматные взгляды автора и охватывает собой ВСЕ работы Нимцовича, именно в этом смысле.

А если раздача конкретна - то нужно как-то сделать другой скриншот, а то получается, что по старой памяти народ, помня, что под данной обложкой скрываются все работы Нимцовича, будет думать, что и в этой раздаче ВСЕ книги в одной "обложке". Но тут - ТОЛЬКО "Моя система".

Стаж: 3 года 7 месяцев

Hlaba · 07-Июн-15 09:08 (спустя 6 месяцев)

simbad2 · 06-Ноя-15 01:28 (спустя 4 месяца 28 дней)

Если кто знает, как делать такие книги в ChessBase, подскажите, научите, дайте ссылку на ресурс или сами сделайте обучалку.

Имею достаточно свободного времени, я бы сделал подобное с другими неплохими книгами, у Ботвинника есть неплохие.

Источник:

maintracker.org

Моя система

А. И. Нимцович Моя система учебник

(учебник шахматной игры

на совершенно новой основе)

Третье издание: М., ФиС, 1984г.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЭЛЕМЕНТЫ ШАХМАТНОЙ СТРАТЕГИИ 2

Введение. Понятие о центре и развитии сил. 2

Глава вторая 12

Открытая линия для ладьи 12

Глава третья 20

7-я и 8-я горизонтали 20

Глава четвертая 41

Проходная пешка 41

Глава шестая 68

Элементы стратегии эндшпиля 68

Глава седьмая 78

Связанная фигура 78

Глава восьмая 91

Открытый шах 91

Глава девятая 95

Пешечная цепь 95

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПОЗИЦИОННАЯ ИГРА 116

Глава первая 116

Сущность позиционной игры. Проблема центра 116

Глава вторая 136

Сдвоенные пешки и ограничение подвижности 136

Глава третья 156

Изолированная ферзевая пешка. Два слона 156

Глава четвертая 169

Избыточная защита. Ликвидация слабостей 169

Глава пятая 175

СПИСОК ПАРТИЙ 185

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЭЛЕМЕНТЫ ШАХМАТНОЙ СТРАТЕГИИ Глава первая Введение. Понятие о центре и развитии сил.

Элементами шахматной стратегии, с нашей точки зрения, являются:

1) центр; 2) открытая линия для ладьи;

3) игра на 7-й и 8-й горизонталях; 4) проходная пешка;

5) связывание; 6) открытый шах;

7) размен; 8) пешечная цепь.

Каждый из этих элементов мы в дальнейшем изложении постараемся осветить возможно полнее и тщательнее. Мы начнем с центра, причем предварительно примем во внимание интересы начинающего игрока. Во второй части книги, посвященной позиционной игре, мы попытаемся изложить вопрос с точки зрения «высшего» знания. Как читателю, вероятно, известно, именно в понятии центр началась в 1911–1913 годах своего рода «шахматная революция». Мы имеем в виду наши статьи вроде: «Соответствует ли «Современная шахматная партия» д-ра Тарраша современному пониманию игры?» и т.п. Эти статьи были направлены в первую очередь против устаревшего взгляда на центр и явились сигналом к «восстанию», то есть созданию «новейшей школы» в шахматном искусстве. Ввиду такой сложности вопроса предпринимаемое нами изложение «учения о центре» в два приема представляется с педагогической точки зрения вполне обоснованным.

Для начала несколько небольших определений.

Средняя линия. Граница. Центральная точка.

Маленький квадрат обозначает центр.

Изображенную на диаграмме пунктирную линию мы называем средней линией или, иначе, границей для враждующих на доске сил, причем линия понимается здесь в математическом, но отнюдь не в шахматном смысле. Точка пересечения двух наиболее длинных диагоналей является центральной точкой доски, опять-таки только в математическом смысле.

1. Под развитием следует понимать планомерную группировку сил в направлении к границе.

Здесь мы имеем полную аналогию с мобилизацией в начале войны: воюющие стороны стремятся как можно быстрее достичь границы, чтобы затем по возможности проникнуть за пределы ее.

Развитие – понятие собирательное (коллективное). Действовать нужно «скопом». Вывести одну-две или даже три фигуры для развития недостаточно; для этой цели должны быть выведены все фигуры. Каждой же из них полагается сделать только один ход и … уступить очередь другой.

2. Ход пешкой сам по себе является не развивающим ходом, а только вспомогательным к развитию.

Весьма важное соображение для начинающего. Если бы возможно было развить свои фигуры, не делая ходов пешками, то такое развитие было бы наиболее правильным. Это понятно, так как пешка не является ведь агрессивным бойцом в том смысле, что переход ею границы создает для противника какие-то особенные опасности, – атакующая сила пешки слишком незначительна по сравнению с силой фигуры. Однако беспешечное построение невозможно, ибо неприятельский пешечный центр в силу присущей ему активности (то есть стремления к продвижению вперед) отбросит назад наши уже развитые фигуры. Поэтому, чтобы развитие наших сил могло идти без помехи, необходимо предварительно построить пешечный центр.

Под центром мы понимаем наименьший из квадратов, расположенных около центральной точки, то есть поля e4, d4, e5, d5 (см. предыдущую диаграмму).

На небольшом примере мы можем убедиться, насколько трудно обойтись в развитии без ходов пешками: 1.Кf3 Кc6 2.e3 (так как пешка не занимает центра, то, невзирая на этот ход, развитие белых остается в нашем смысле все еще беспешечным) 2…е5 3.Кс3 Кf6 4.Сс4 d5 (здесь обнаруживается ошибочность предпринятой белыми системы развития – черные пешки начинают действовать на наши силы демобилизующим образом) 5.Сb3 (уже плохо, так как фигура ходит в дебюте два раза!) 5…d4, и положение белых (по крайней мере, с точки зрения незакаленного в борьбе шахматиста) несколько неудобно.

Другим примером может следующая партия с дачей вперед фигуры. Белые играют без ладьи а1, пешка стоит на а3.

№1. Итальянская партия

Нимцович Любитель

1.е4 е5 2.Кf3 Кс6 3.Сс4 Сс5 4.с3 Кf6.

Как сейчас увидим, черные позволяют противнику уничтожить пешку «е», однако после этого центр белых становится подвижным. Поэтому было бы осторожнее уже теперь крикнуть возможной белой пешечной лавине энергичное «стой», сделав ход 4…d6.

Отсутствие шаха на b4 ослабляет обороноспособность черных. Дело в том, что благодаря этому шаху (мы предполагаем, что пешка стоит на а2) черные успели бы взять пешку е4. А это дало бы им прекрасный шанс на то, чтобы остановить движение неприятельских пешек, потому что долголетний (!) опыт, как это я всегда говорю с шутливым пафосом, дает доказательство того, что взятая пешка не в состоянии больше продвинуться. Теперь же, после 6…Сb6, пешечная масса приходит в движение.

На основании рассматриваемой партии мы не только в состоянии выявить указанное выше стремление пешек увеличить свое значение, но имеем также возможность понять, в чем смысл такого движения вперед.

Если бы конь отступил на b8 или а5, он оказался бы отброшенным или смещенным. Итак: а) тенденция продвинуть пешки вперед основана до известной степени на желании демобилизовать противника; б) белые стремительно продвигают пешки с намерением избавиться от них. Довольно самоубийственная тенденция, не правда ли? Нет, отнюдь нет, ибо по своему существу пешка в то же время запирает собственные фигуры, мешает им двигаться и закрывает им выход на неприятельскую территорию. Поэтому тенденция самоуничтожения пешек, связанная с таким продвижением пешек вперед, в сущности, преисполнена силы и сама говорит в свою пользу. Следовательно, все, что говорилось в рубрике «б», являлось желанием при помощи движения пешек вперед и прорыва фронта занять линии для операции против фигур, расположенных в тылу противника (его ладей!). Наконец, движение вперед может иметь в виду и образование клина («в»).

Это желание пешек (особенно центральных) увеличить свое значение настолько сильно, что совершенно заглушает другую, тоже весьма сильную тенденцию, а именно стремление играющего развить игру (например, посредством Кс3)! Ход 8.Кс3 был бы, конечно слаб ввиду 8…d6, после чего центр белых оказался бы заторможенным. Самое большее – это то, что им, быть может, когда-нибудь позднее удалось бы проделать работу, указанную в рубрике «б»; но этого было бы мало, так как белые вправе играть на образование клина («в»), что создало бы у черных стесненное положение.

Черные играют на выигрыш материала, в то время как белые преследуют скорее идеальные цели, а именно: они хотят ходом d5–d6 воспрепятствовать противнику развертывать свои силы, чтобы (и это главное) морально убить слона с8. В начавшейся теперь борьбе двух «мировоззрений» – «материалистического» и «идеалистического» – победило последнее. Довольно странно, но, как я говорю в шутку, все же понятно, так как партия была играна… до войны! (имеется в виду Первая мировая война 1914–1918 гг. – Прим. ред.)

9.d6 cd 10.ed K:f2. Создалось критическое положение.

11.Фb3! K:H2 12.C:f7+ Крf8 13.Cg5. Черные сдались.

Из того соображения, что ходы пешками в дебюте лишь помогают развитию, следует, что они имеют смысл только в том случае, если способствуют занятию центра либо стоят с этим процессом в какой-нибудь логической связи. К таковым мы отнесем, например, ходы, защищающие собственный центр или атакующие неприятельский. В положении открытой партии после 1.е4 е5 ходы d2–d3 и d2–d4 (сейчас или впоследствии) являются с этой точки зрения всегда одинаково солидными продолжениями.

Из целесообразности только что упомянутых ходов следует, что всякие ходы крайними (то есть коневыми или ладейными) пешками, столь излюбленные в настоящее время, являются не чем иным, как потерей времени. (В закрытых партиях это правило не имеет общего значения; в них соприкосновение с неприятелем не такое полное и развитие идет более медленным темпом.)

Резюмируя, скажем: в открытых партиях быстрота развития – высший закон; каждую фигуру следует развивать одним ходом; каждый ход пешкой, за исключением создающего центр, либо защищающего его, либо атакующего неприятельский центр, является потерей времени. Итак, как правильно замечает уже Ласкер, один-два хода пешками в дебюте, но не больше.

3. Преимущество в развитии – идеал.

При состязании в беге было бы по меньшей мере несвоевременно потерять хоть частицу драгоценного времени для удовлетворения такого, скажем, невероятного желания, как «потоптаться на месте»: это дало бы сопернику изрядное преимущество. В шахматах таким «бегом на месте» является повторное движение одной и той же фигурой в дебюте. В некоторых случаях можно заставить противника потерять таким образом время, например, если разменивать свои фигуры с одновременным нападением на уже развитые фигуры противника.

Типичный выигрыш темпа

Это столь типичное положение получилось после ходов 1.е4 d5 2.ed Ф:d5 3.Kc3.

4. Размен с последующим выигрышем темпа.

Предыдущая игра при всей ее краткости содержит в себе маневр, слагающийся из двух отдельных моментов. Для чего, например, было сыграно 2.ed?

Ход белых. Они разменивают пешку, чтобы завлечь фигуру противника на «скомпрометированное» поле

Ответ гласит: для того, чтобы завлечь неприятельскую фигуру на подверженное атакам («скомпрометированное») поле. Это – первая часть маневра. Вторая часть (3.Кс3) заключалась в использовании скомпрометированного положения этой фигуры.

Разобранный двухходовый маневр для начинающего очень поучителен. Рассмотрим еще примеры.

1.d4 d5 2.c4 Кf6 3.cd! Здесь возникают два варианта (две возможности): если 3…Ф:d5, то 4.Кс3; если 3…К:d5, то 4.е4. В обоих случаях белые делают на 4-м ходу полноценный, развивающий ход, на который черные отвечают «бегом на месте». У начинающего может возникнуть мысль: для чего же в таком случае черные берут пешку? (Нам даже приходилось наблюдать, как иные пронырливые «дельцы» обнаруживали в шахматах совершенно несвойственное им благородство мысли и поступков – они «отдавали», ничего не беря взамен.) Опытный шахматист знает, что при нормальных условиях он вынужден отобрать свою пешку, иначе будет нарушено материальное равновесие сил. При наличии такой вынужденности ясно, что обратное взятие заставляет противника потерять ход (темп); он в этот момент ничего не делает для развития, за исключением, конечно, того случая, когда взятие достигается одновременным развитием фигуры.

Возьмем другой пример: 1.е4 е5 2.f4 Кf6 3.fe K:e4 (это вынуждено, так как иначе черные потеряют пешку без всякой компенсации, то есть не получая ничего взамен) 4.Кf3 (чтобы помешать ходу 4…ФH5+) 4…Кс6 5.d3 (логическое использование размена f4:e5) 5…Кс5 6.d4 Ке4 7.d5, и белые имеют возможность (после 7…Кb8) выиграть новый ряд темпов посредством Сf1-d3 или Кb1-d2. На последнюю возможность следует обратить особое внимание: размен коня е4 (этого «пожирателя темпов») на «новорожденного» коня d2 означает для черных ряд потерь во времени, так как с исчезновением коня е4 с доски исчезают и все «проглоченные» им темпы – на доске их больше не видно.

Иногда в маневре размен и выигрыш темпа случается временный перерыв. Например: 1.е4 е5 2.f4 d5 3.ed Ф:d5 4.Kc3! Фе6. Здесь, казалось бы, белым выгодно сыграть 5.fe, так как благодаря этому черный ферзь после 5…Ф:е5 попадает на «скомпрометированное» поле е5. Однако следует 5…Ф:е5 с шахом, и белые как будто бы не в состоянии использовать положение ферзя. Этим смущаться не надо, так как шах создает лишь временный перерыв в маневре. В самом деле, после 5…Ф:е5+ белые сыграют просто 6.Се2 (в частности, еще лучше 6.Фе2) и все-таки выиграют темпы за счет неудачного положения ферзя посредством Кg1-f3 или d2-d4. Например: 6…Сg4 7.d4 (но не 7.Кf3 С:f3, и у ферзя черных нет надобности двигаться) 7…С:е2! 8.Кg:е2 Фе6 9.0–0, и у белых 5 лишних темпов (оба коня и ладья развиты, пешка находится в центре, да и король в безопасности, что тоже стоит темпа), в то время как у черных только один, в сущности, темп – ферзь на е6. Но и этот темп будет потерян, так как ферзь должен будет двигаться снова (его сгонит ход Кf4); итак, преимущество белых в развитии равно по меньшей мере 5 темпам. Этого преимущества белые добились методическим применением маневра «размен с выигрышем темпа», в котором шах создал только временный перерыв.

5. Ликвидация напряжения (упрощение) с последующим развитием или последующим освобождением игры.

Если свободное развитие нашей игры, наталкиваясь на мешающие контрманевры противника, начинает становиться затруднительным, то с таким положением необходимо быстро и решительно покончить. Полумеры здесь не годятся. Поясним сказанное на следующем примере: 1.е4 е5 2.Кf3 Kc6 3.d4 d5. Последний ход черных рискован; на активный ход 3.d4 черным не следовало бы стремиться немедленно ответить таким же ходом. В этом – источник некоторых последующих затруднений: 4.ed Ф:d5 5.Kc3 Cb4. Черные временно избавились от необходимости пойти в дебюте ферзем вторично. Однако после 6.Сd2 обнаруживаются некоторые неудобства, так как уйти ферзем – значит потерять темп.

Черные упрощают положение. Каким образом?

Правильно будет разменяться – 6…С:с3 (энергичная ликвидация) и после 7.С:с3 продолжать дальше в том же стиле: 7…ed (но только не бегство от возникшей задачи посредством е5-е4 или защитительный ход вроде Сс8-g4 – для этого в дебюте нет времени!), и после 8.К:d4 черные продолжают развитие путем 8…Кf6. Мы видим, что черные ликвидировали напряжение в центре (наряду с разменом это является главным признаком законченной ликвидации) и при этом нисколько не отстали в развитии.

Вернемся к разобранным ходам: 1.е4 е5 2.Кf3 Kc6 3.d4 d5 – и посмотрим, не могут ли белые создать большие затруднения для черных посредством 4.Сb5! После этого хода угрожает 5.К:е5.Что делать черным? Защитительный ход 4…Сd7 в данном случае так же недостаточен, как и связывающий коня f3 ход 4…Cg4. Обоим ходам присуща та ошибка, что они совершенно не стремятся ликвидировать напряжение в центре. При ходе 4…Cd7 проигрывается (после 5.ed K:d4 6.C:d7+ Ф:d7 7.K:d4 ed 8.Ф:d4) важная центральная пешка, а на 4…Cg4 могло бы последовать: 5.H4 (здесь это – вынуждающий ход) 5…С:f3 (самое лучшее; если 5…СH6?, то g2-g4 и К:е5) 6.Ф:f3 (отсюда ферзь оказывает сильное давление на центр) 6…Кf6 7.ed е4 (иначе теряется пешка) 8.Фе3! Ф:d5 9.с4, и у белых значительное преимущество.

Ход черных. Им необходимо ликвидировать напряжение в центре, чтобы

получить затем возможность свободного развития. Как это сделать?

Относительно лучшее для черных – немедленный ход 4…de. Черные ликвидируют этим напряжение в центре, которое опасно затягивать.

Могло последовать 5.К:е5 Cd7 (этим черные угрожают выиграть фигуру посредством 6…К:е5) 6.С:с6 С:с6 7.0–0 Сd6 8.К:с6 bc 9.Кс3 f5, и черные стоят недурно, имея притом удовлетворительное развитие; или 6.С:с6 С:с6 7.Кс3 Cb4 8.0–0 С:с3 9.bc, и черные играют хотя бы 9…Ке7. После 10.Фg4 0–0 11.К:с6 К:с6 12.Ф:е4 белые, правда, выигрывают пешку, но зато черные занимают линию «е» посредством 12…Ле8 13.Фf3 Ка5! (развитие окончено – начинается маневрирование) играют при случае с7-с6 и занимают слабые для белых поля с4 и d5 при помощи Кс4 и Фd5; их положение даже несколько лучше. Итак, проведенная вовремя ликвидация напряжения снова вывела на правильную дорогу начинавшее уже возбуждать сомнения развитие черных (возможно и 4…ed 5.Ф:d4 de. – Прим. ред.).

Другим примером может служить известный вариант итальянской партии: 1.е4 е5 2.Кf3 Kc6 3.Сс4 Сс5 4.с3 Кf6 5.d4 ed (вынужденная сдача центра) 6.cd Сb4+ 7.Сd2. Теперь возникла маленькая угроза пункту b4, а именно: при случае С:f7+ с последующим Фb3+ и т.д. С другой стороны центральные пешки белых очень сильны, и разрыв их при помощи d7-d5 представляется абсолютно необходимым. Однако, если сразу 7…d5 8.ed K:d5, то последует 9.С:b4 Кc:b4 (или Кd:b4) 10.Фb3, и положение белых несколько лучше. Правильно 7…С:d2+ (ликвидируя угрозы на b4) 8.Кb:d2, и теперь черные освобождают свою игру посредством 8…d5.После 9.ed К:d5 10.Фb3 черные стратегическим отступлением 10…Ксе7 обеспечивают себе равную игру.

Итак, как мы видели, правильно и своевременно примененный размен является превосходным тактическим приемом и основой двух рассмотренных нами типичных маневров: 1) размен с последующим выигрышем темпа, 2) ликвидация напряжения с последующим развитием или освобождением игры. Нужно, однако, настойчиво предостеречь изучающего от разменов «на авось» – вслепую: сделать несколько ходов фигурой для того, чтобы ее потом обменять на не двигавшуюся фигуру противника, и есть как раз типичная для начинающего ошибка. Меняться следует лишь в указанных двух случаях.

Приведем еще один пример неудачного (необоснованного) размена: 1.е4 е5 2.d4 ed 3.c3 (белые жертвуют пешку – играют гамбит) 3…Сс5? Примечательно, что первой мыслью начинающего является обычно соображение, что ход 3…dc нехорош; возможно, что он вычитал где-нибудь, что «в дебюте не следует играть на выигрыш пешки». Поэтому он избирает ход 3…Сс5, а печальные последствия его таковы: 4.cd Сb4+ (повторный ход фигурой в дебюте!) 5.Сd2! С:d2 (это уже, к сожалению, вынужденно) 6.Кb:d2, и преимущество белых равняется трем темпам. Ошибка черных заключалась уже в ходе 3…Сс5, а после 4.cd лучше было сыграть 4…Сb6, а не 4…Сb4+, что привело к невыгодному размену.

6. Центр и его демобилизующее влияние. Как бороться с его продвижением. Об удержании и сдаче центра.

Как мы уже отмечали раньше, свободный подвижный центр является страшным оружием, ибо грозное продвижение центральных пешек отбрасывает неприятельские фигуры (по большей части коней). Однако во всех этих случаях, когда мы сгоняем неприятельскую фигуру с места, важно установить, удастся ли нам вынудить эту фигуру к бес­цельным ходам и тем самым выиграть темпы или же она сумеет утвердиться на безопас­ном месте и все свои темпы сох­ранит. Пример: 1.е4 е5 2.d4 еd (теперь пешка «е» свободна и ждет, не покажется ли на f6 черный конь, чтобы немедленно обратить его в бегство) 3.с3 Кf6! Черные, по-видимому, не боятся пешки «е» и хотят посмот­реть, что получится при ходе ее на е5. Подобную тактику следует рекомендовать всем на­чинающим — это наилучший для них способ обогатить свой опыт в области продвижения центральных пешек. 4.е5.

Ход черных. Могут ли они сохранить свои темпы?

Куда пойти конем?

4…Кe4! На этом поле конь может утвердиться, ибо на 5.Сd3 последует полноценный, развивающий ход 5…d5 (но только не 5. Кс5?, так как в ответ на это последует 6.сd К:d3+ 7.Ф:d3, и преиму­щество белых равняется 4 тем­пам). С другой стороны, после 1.е4 е5 2.d4 еd 3.с3 Кf6! 4.е5 нехорошо было бы для черных пойти конем на d5, так как в этом случае конь не так скоро нашел бы спокойное пристани­ще, например: 4…Kd5 5.Ф:d4 (но не 5.Сс4 из-за 5. Кb6, после чего белому слону при­ходится, в свою очередь, поте­рять темп) 5. с6 6.Сс4 Кb6 7.Кf3, и у белых имеется 6 тем­пов против 2 темпов у черных (у последних даже только пол­тора темпа, ибо конь на b6 стоит отнюдь не лучше, чем на f6, а ход пешкой на с6 не является полноценным ходом, так как он не влияет на центр — см. пункт 2). (Эта оценка сомнительна ввиду 7. К:с4 8.Ф:с4 d5. Сильнее 7.Сb3.— Прим. ред.)

Другой пример: 1.е4 е5 2.f4 еf (потеря времени) 3.КfЗ Кf6! 4.е5, и мы снова стоим перед тем же вопросом.

Куда отступить конем?

Если сыграть 4. Ке4, то это приведет к крайне невыгодному блужданию конем: 5.d3 Кс5? 6.d4 и т. д. В положении на диаграмме у коня имеется, однако, безопасное местечко — это. поле H6 (обычно крайние поля для коней невыгодны; здесь мы имеем дело с исключением). После 4.е5 Кh5 5.d4 d5 или да­же 5. d6, чтобы побудить белую пешку «е», сделавшую два хода, к размену на пешку «d», сделавшую только один ход, положение черных отнюдь не плохое.

Как правило, конь пытается утвердиться в центре, и только в виде исключения — на краю доски.

После 1.е4 е5 2.Кf3 Кc6 3.Сс4 Сс5 4.с3 (неприятный для противника ход, имеющий в ви­ду нападение на центр, а следо­вательно, и нарушение свобод­ного развития) 4…Кf6 5.d4 еd 6.е5 ход конем на е4 явился бы ошибкой из-за 7.Сd5. После 6.е5 конь не может сохранить свои темпы собственными силами, здесь требуется помощь пешки «d» с контрнападением на слона с4. Итак, 6…d5, и если бы последовало, например, 7.Сb3, то тогда 7. Ке4 с утвержде­нием в центре. Это — пример подготовленного утверждения (то есть закрепления за собой известной позиции).

В рассмотренном уже нами положении 1.е4 е5 2.d4 ed 3.с3 Кf6 4.е5! Ке4 5.Сd3 d5! может последовать 6.cd. После этого черным не следует думать, что они находятся в полной без­опасности. В воздухе висит но­вое покушение на темпы коня е4 (ход Кb1—c3). Но черные имеют возможность раз­виваться с одновременной ата­кой посредством 6. Кc6 7.Кf3 Сg4 (создавая угрозу пешке d4) или же при помощи 6. с5. Но им не следует играть без всякой логики 6. Сb4+?, так как на это последует 7.Сd2, и чер­ные вынуждаются к невыгод­ному, сопровождающемуся по­терей темпа размену.

Из приведенных примеров видно, что все искусство заклю­чается в том, чтобы парировать удар надвигающейся пешечной лавины, правильно уклонив­шись от него конем. Если это и удается, то такая игра все же сопряжена со значительными трудностями; кроме того, штур­мующим пешкам белых нет необ­ходимости продвигаться вперед немедленно, а в результате в центре создается напряженное положение, являющееся источ­ником постоянных угроз. По­этому, если это не влечет за со­бой других невыгод, центр не­обходимо удерживать (защи­щать)! Такая игра является, во всяком случае, более осторож­ной. Например, после ходов 1.е4 е5 2.Кf3 Кc6 3.Сс4 Се7 (впол­не возможный ход; конечно, 3. Сс5 активнее) 4.d4 возникает такое положение.

Ход черных. Что принципиально правильнее: е5:d4 или d7—d6?

Как опровергается ход Се7—f6? Почему f7—f6 является грубой ошибкой?

Черным лучше всего сыграть на удержание (защиту) центра посредством 4. d6; после 5.dе dе белый центр неподвижен. Ко­нечно, нельзя играть 4…f6. Это грубейшая ошибка, ибо дей­ствие слона по открытой диагонали с4—g8 окажется непрео­долимым: 4…f6? 5.dе fe (или 5. К:е5 6.К:е5 fe) 6.Фd5, и белые выигрывают.

Итак, защищать центр сле­дует пешкой; в роли защитника она чувствует себя превосходно, не то, что фигура, для которой это означает нерациональное связывание ее силы. («Офицеры» вообще не любили защищать ка­кие-либо «пункты» — эту роль они всегда предоставляли «пехтуре».)

В частности, в нашем случае ход 4. Сf6 защищает только пешку е5, но отнюдь не центр как отвлеченное понятие. На­пример: 4. Сf6? 5.dе К:е5 6.К:е5 С:е5 (обмен произво­дится белыми, в соответствии с установленным уже нами пра­вилом: размен — выигрыш тем­па) 7.f4, выигрывая этот темп (или 7.ФH6 Фе7 8.С:f7+, вы­игрывая пешку.—Прим. ред.).

Источник:

refdb.ru

Моя Система в городе Краснодар

В представленном каталоге вы имеете возможность найти Моя Система по разумной стоимости, сравнить цены, а также найти прочие предложения в группе товаров Книги. Ознакомиться с характеристиками, ценами и обзорами товара. Доставка товара производится в любой населённый пункт России, например: Краснодар, Екатеринбург, Челябинск.